Случалось ли вам проезжать на дрезине по узкоколейной железной дороге вдоль болот, где на протяжении нескольких десятков лет добывали торф? Думаю, мало кто имеет подобный опыт. Между тем такую возможность всем желающим предоставляет Республиканский ландшафтный заказник «Озеры», что в Гродненском районе. Воспользоваться ею решили и корреспонденты «СБ. Недели».
Старая знакомая
Признаться, с этой узкоколейкой я знаком с детства — она на дороге к семейной даче. Пересекая рельсы, я каждый раз вглядывался в уходящие вдаль пути и мечтал узнать, куда они ведут. Так что нынешняя экскурсия, если хотите, — закрытие детского гештальта.
Узкоколейка построена в 1960‑х годах для вывоза на торфобрикетный завод добываемого в местном Святом болоте торфа. Она была одной из самых длинных подобных железных дорог в стране — 30 километров.
В 2021 году запас ископаемых был выработан, завод закрыли, часть дороги разобрали. А 10 километров путей, которые находились на территории заказника «Озеры», решили сохранить и использовать в туристических целях.
— Первую экскурсию мы провели весной 2022 года, — рассказывает директор заказника Дмитрий Морозик. — Весь сезон изучали, какие есть недочеты. За это время экомаршрут «Заповедный путь» прошли около 2000 человек. Приезжали даже из Китая. Увидев, что спрос есть, мы поняли: направление нужно развивать, решили провести модернизацию. И вот в середине сентября нынешнего года смогли вновь принять туристов.
Модернизация, к слову, прошла благодаря проекту «Развитие экологического туризма для содействия зеленому переходу к инклюзивному и устойчивому росту», реализуемому программой развития ООН в партнерстве с Минприроды Беларуси при финансовой поддержке Российской Федерации.
Обновили инфраструктуру туристического маршрута, отремонтировали сами железнодорожные пути и оборудовали остановки с интерактивными информационными стендами.
Заповедный путь
Стартовой точкой маршрута стал тот самый переезд из детства.
— Наше путешествие будет продолжаться 2,5 — 3 часа, мы проедем 10 км в одну сторону, сделаем четыре остановки, я расскажу вам о биологическом и ландшафтном разнообразии заказника «Озеры». Обратно мы уже будем возвращаться без остановок, — предупреждает Дмитрий Морозик.
Занимаем свои места в дрезине. В Беларуси таких рабочих дрезин только две — обе используются на этом маршруте.
Отправляемся! Ехали мы со скоростью 10 километров в час. По ощущениям самое то: не настолько медленно, чтобы заскучать, но и не так быстро, чтобы не успеть насладиться красотой природы. Первая остановка — железнодорожный мост через озеро Белое. Этот мост — уникальная конструкция и одна из самых запоминающихся достопримечательностей маршрута. Среди узкоколейных мостов он занимает второе место по протяженности в стране и является единственным перекинутым через озеро. Вид, открывающийся отсюда, прекрасен.
Посетили туристический экомаршрут недалеко от Гродно
— Самое большое озеро в Гродненской области, — рассказывает наш экскурсовод. — Его протяженность — чуть более 10 километров. Оно вытянуто с севера на юг и имеет ложбинно-котловинный тип. Образовалось после того, как по этой территории прошел ледник.
Подобные факты — интересная познавательная часть экскурсии. На следующих двух остановках мы узнали, какие животные жили здесь в древности, что один гектар болота по поглощению углекислого газа и выделению кислорода приравнивают к семи гектарам соснового бора, а за год в болотах прирастает лишь один миллиметр торфа.
Нам рассказали, как формировался местный ландшафт и какие факторы влияют на его разнообразие.
Такие сведения позволяют взглянуть на природу родного края с иного ракурса и еще раз убедиться, насколько она ценна и неповторима.
Гештальт закрыт
Последняя остановка — болото Святое. Именно здесь раньше добывали торф. Сейчас это огромных размеров поле тростника, скрывающего под собой влагу.
Обратный путь неспешной экскурсии позволяет погрузиться в свои мысли, оценить впечатления и подвести итоги. Это отличный вариант времяпрепровождения на свежем воздухе, необычный опыт. Ну а лично я рад, потому что узнал, наконец, что находится там, в самом конце узкоколейки из моего детства.