Уникальные кадры из прошлого. Посмотрите, каким был Гродно на фотографиях времен СССР
И сейчас, и в советское время Гродно был популярным туристическим направлением, благодаря чему сохранились неплохие архивы фотоснимков. Конечно, в кадр в основном попадали достопримечательности, центральные улицы, скверы и памятники, однако общее богатство фотонаследия сказалось и на наличии бытовых сюжетов: тут и повседневные заботы горожан, и спальные районы, и транспорт, и променады у реки, рассветы и туманы (все для тебя). Листаем старенький айпад.
Уже сложилась традиция начинать посты об областных центрах на советских снимках с вокзала, так что не буду ее нарушать, тем более оригинальный гродненский вокзал был в 80-х годах снесен и заменен модернистской коробкой, значительно отличающейся от всех других вокзалов в крупных городах страны, рассказывает в своем блоге Денис Блищ.
Тот, что стоял раньше, был более типичной архитектуры, но совсем скромный по размеру:
До развенчания культа личности Сталина перед ним был также установлен прижизненный памятник генералиссимусу, один из пяти в городе. Снимок 1947-го:
Привокзальная площадь довольно долго после войны оставалась глубоко провинципальной, отдаленной от центра. Ее вид в 1963-м:
Прибыл поезд Ленинград — Варшава — Берлин, который шел по ныне разорванному уже в нескольких частях Варшавскому ходу по территориям современных России, Латвии, Литвы, Беларуси, Польши и Германии. Участок Варшавского хода в Гродненской области является старейшим в нашей стране, от него считает свою историю Белорусская железная дорога, хотя сейчас это малодеятельная ветка с пригородным и редким грузовым движением.
А это на станцию вполз дизель-поезд из Вильнюса, который ходил то в нумерации пригородного, то в нумерации пассажирского. Но ходил каждый день, что позволяло сгонять в литовскую столицу на рынок Гарюнай и прикупить того-сего.
Еще один снимок с платформ, где виден кусочек старого вокзала. Аж 1960-й год:
Здание было снесено не сразу после ввода в эксплуатацию нового, а какое-то время простояло параллельно с ним. Это, кстати, объясняет столь необычную ширину первой платформы в Гродно. 1986-й год:
Пойдем по Ожешко в центр. Очень нетривиальный факт: оказывается, здание Педуниверситета (теперь это корпус ГГУ) всегда было наглухо укрыто вьющимися растениями. Фотка из 1959-го:
Яростно пламенная демонстрация трудящихся из, предположительно, 1960-го:
Установка танк-памятника на пьедестал в феврале 1968-го. Снимок сделан случайно прохожим, который имел с собой личный фотоаппарат и принес этот снимок в редакцию местной газеты:
Франты гуляют по Ожешко:
На улицу поворачивает сочлененный «Икарус» первого поколения, любопытная машина, которая полностью прошла мимо меня — ушла из белорусских городов в годы глубокого детства:
На кадре с автобусом справа попал кусочек так называемой «городской афиши» — большущего стенда с расписанием культурно-зрелищных мероприятий в городе. Повезло, что фотограф не пожалел пленки и, повернув объектив правее, щелкнул и саму афишу. Оба снимка из 1971-го:
Чуть дальше по улице и вот площадь Ленина. Ильич взирает на пробулькивающий мимо «Луноход», он же автобус ЛиАЗ-677 и напоминает нам, что необходимо срочно претворить решения XXV Съезда в жизнь. Что там порешали? Констанин Устинович Черненко, например, зачитал доклад о дальнейшем развитии ленинского стиля в партийной работе. Горячо!
Идет строительство гостиницы «Беларусь», снимок 1969-го. Строили ее сильно быстрее, чем сейчас идет реконструкция с обновлением — очередной срок открытия назначен на четвертый квартал 2024-го:
В те же годы с фасада дворца культуры текстильщиков взирал т.н. самый человечный человек, одним своим взмахом руки привносивший ленинский стиль в любой движ:
В год моего рождения (1982) неизвестный фотограф сделал снимок стройки драматического театра на Советской площади, а еще год спустя другой человек зафиксировал прогресс:
Группа трудящихся на автовокзале в 1987-м:
Военные в слоновнике зоопарка в 1973-м:
Все достопримечательности Гродно, конечно, попадали на фотографии, но я на этот счет уже придумал какие соорудить посты в блог попозже, а здесь лишь отмечу снимок Коложи 1949-го года, где хорошо различима ее первоначальная деревянная достройка, замененная в XXI веке современной.
Паводковые воды весной 1958-го затопили пойменные земли и поднялись выше уровня городской застройки. Снимков много, выбрал такие:
Идет строительство Нового моста. Год 1970-й:
Ажиотаж на водах в Пышках, 1975-й:
Случай на улице Лизы Чайкиной:
Кинотеатр в салоне Ту-124 на Ожешко. Борт с интересной судьбой: после списания экспонировался на открытой площадке ВДНХ в Минске, затем передан в Гродно. В нулевых перевезен в Ивье для организации зоны отдыха в городском парке, но в итоге порезан и утилизирован.
Полноразмерная копия спутника у кинотеатра «Космос». Судьба этой инсталляции неизвестна
В 1983-м году в гродненском микрорайоне Девятовка прошли съемки фильма «Белые Росы» о судьбе деревни, которую «поедает» город, о смене парадигмы сельского общества и сопутствующих этому проблемах. Ленту снимала студия «Беларусьфильм», в ней главная роль досталась Николаю Караченцову.
Для натурных съемок подошел именно Гродно, где новостройки вплотную приблизились к частным усадьбам деревни:
Сцена раздачи ключей бывшим сельчанам от квартир в высотках:
Девятовка в 80-х была снесена лишь частично, а окончательно ушла в историю уже в нулевых. Название же деревни закрепилось за районом Гродно навсегда.