Конфликт поколений: правда ли, что нынешняя молодежь не хочет работать?

Зумеры под шквалом упреков.

Общество
Поделись с друзьями

Ловите две, на первый взгляд, взаимоисключающие новости последних дней. В эфире Euronews заявили, что представители поколения Z, рожденные в 1997 — 2009 годах, бегут от карьеры, мол, менеджеры среднего управленческого звена — это сплошной стресс и скромные доходы. С другой стороны, деловой журнал Fortune со ссылкой на отчет Bank of America прогнозирует, что через 10 лет зумеры станут самой влиятельной экономической силой. Где логика? Мнения журналистов «СБ. Недели» разделились.

правда ли

Чилить — не мешки таскать

Технологии для поколения Z — неотъемлемая часть жизни, а интернет — пестрый мир знакомств, развлечений, источник информации. Реже — средство поиска работы, еще реже — ее источник. Потому как программистами с высокими заработками становятся далеко не все желающие, а реальный мир куда прозаичнее виртуального. Оттого зумеры, вынужденные рано или поздно сталкиваться с реальностью, часто скукоживаются и комплексуют. Потому что бесконечно делать то, что нравится, невзирая на последствия, не получается — такова жизнь.

На современном рынке труда многие представители поколения Z, увы, чувствуют себя неуютно. Министр труда и социальной защиты Наталия Павлюченко недавно высказалась на этот счет предельно дипломатично: для таких работников характерен низкий порог постоянства. Иначе говоря, при всей смелости и креативности они нуждаются в частой смене рабочего места. К самостоятельности тоже есть претензии: молодые люди нуждаются в опеке.

Да что там работа — выясняется, что обустроить быт не всем зумерам под силу. В начале этого года британский The Telegraph сокрушался: по результатам одного из опросов чуть более 20 процентов представителей поколения Z признались, что вызвали бы домой профессионала для замены лампочки в потолочном светильнике. Еще примерно столько же попросили бы родителей сделать это. И в чем же причина? Четверть опрошенных обеспокоились тем, что лампочка будет слишком горячей, а 20 процентов — что использование лестницы может быть опасным. Вишенка на торте: около 30 процентов британских зумеров не могут опознать плоскую отвертку, а 21 процент — гаечный ключ.

Из приятного: зумеров часто называют людьми, живо интересующимися искусством, устойчивым развитием, они слывут максимально чувствительными и привязанными к дому. Неплохие качества, но некая отстраненность от жизни хороша для фриланса, а когда фрилансеров слишком много, о стабильном доходе можно забыть. Поэтому я почему-то не удивился, когда ознакомился с результатами декабрьского исследования, проведенного в нашей стране. Оказывается, пока работодатели готовы приглашать молодежь на позиции повара, пекаря, кондитера, кассира-операциониста, грузчика и кладовщика, соискатели из Z-когорты охотнее всего откликаются на вакансии программистов, разработчиков, дизайнеров, художников, менеджеров по маркетингу, SMM- и контент-менеджеров.

От себя добавлю: в глубине души, очевидно, часть их и вовсе видит себя сплошь моделями да блогерами. Ну-ну. О судьбе украинской модели Марии Ковальчук, найденной в Дубае с серьезными травмами после вечеринки с местными «бизнесменами», слышали? А блогеры… Как известно, их задача — не только завоевать доверие, но и превратить его в доход. А любовь аудитории — штука изменчивая. Делайте выводы.

Не надо критики, чего вы как нытики

Меня поражают ученые! Как можно к одному поколению отнести людей, рожденных в таком огромном промежутке — с 1997‑го по 2009‑й? Мой брат младше меня на 6 лет, и мы совершенно разные люди! Что уж говорить обо мне 27‑летней и 16‑летнем школьнике: да, оказалось, он тоже зумер, а я думала, какой-нибудь рофлер или чиловый парень. Он даже не «выкупает» сравнение Nokia 3310 с кирпичом, о чем речь. Время меняется невероятно быстро, это сигнал ученым: надо быть пошустрее с умозаключениями, что ли.

Читала я эти исследования: молодежь не хочет работать, но просит большую зарплату; молодежь не умеет готовить и питается доставками; молодежь отупеет, если отключить интернет… Как будто поколения Х и Y не могут простить, что мы рефераты писали за полдня дома, а не за полнедели в библиотеке. А теперь их вообще пишут за полминуты с помощью ИИ, но это уже другое поколение, которое критиковать будем мы. Потому что, кажется, в мире так устроено: отцы никогда не будут довольны детьми.

Что мы действительно делаем зря, так это пытаемся отменить все, что было до нас: немодное, старперское, словом, кринжовое, как нам кажется. Но культурный код кнопкой delete не сотрешь — и это хорошо. Есть ощущение, что сancel culture максимально проявилась именно при зумерах. Неужели мы такие непримиримые? Хотя погодите… Частенько ловлю на себе разочарованно-удивленные взгляды, когда говорю, что не смотрела тот самый великий фильм времен СССР. Саш, извини, не смогла выбрать — у вас они все великие. Вот только когда я объясняю, как правильно сформулировать промт для ИИ, чтобы потом не сильно фиксить результат, а мой 50‑летний визави зависает на слове «промт», я почему-то молнии взглядом не мечу. Может, надо быть добрее и терпимее друг к другу, как считаешь?

По поводу работы: ее мы любим! Да, ищем ту, которая приносит удовольствие. Иногда ту, которая полегче. А что в этом плохого? И деньги любим тоже, как и вы, просто у вас об этом говорить не принято. Мы и правда чувствительные: заботимся о ментальном здоровье, просим к себе уважительного отношения, не терпим, когда на нас орут. Думаю, и вы бы так хотели, просто «ай, ну у всех так, это жизнь». Вы крепко держитесь за старое и с трудом его отпускаете, а зумеры (особенно те, что помладше меня) считают нормальным сменить пару-тройку профессий. Профессий, даже не работ! Потому что живут свою лучшую жизнь и хотят набраться впечатлений.

А, и еще. Если молодежь такая «никакая», чего ж «взрослые» стремятся быть с нами на одной волне? Почему все рекламные кампании строятся на трендах, подсмотренных в TikTok? Зачем на красной дорожке у звезд типа Долиной спрашивают, что значит «пруф», «скам» и «альтушка»? И она ведь знает ответ!

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.