Пять глупых идей, которые теперь стоят миллионы и миллиарды

В миреОбщество
Поделись с друзьями

Существует специальная база, на которой складируют самые эффективные идеи: приборы, устройства, игрушки, сценарии фильмов, проекты приложений и программ — все, что только можно придумать. Хотя, наверное, нет, это как-то иначе работает.

Пять глупых идей

Onliner подготовил для вас список глупых, странных, местами дурацких, а иногда просто нежизнеспособных идей, которые вопреки ожиданиям принесли миллионы, а кому-то и миллиарды. Хотя не все верили в успех, а кто-то на него и не рассчитывал.

1. Google

Начнем с банального — поисковой системы Google, которая ныне завоевала мировой интернет, а во многих странах сложно представить себе всемирную паутину без нее. На самом деле становится очевидным, что Google была обречена на провал, если вспомнить, сколько поисковиков было к моменту ее появления в общедоступной сети в 1998 году, — более 20. Так что Google не то что не была одной из первых, она появилась лишь как очередная из очень многих.

Пять глупых идей

Уж и не вспомнить, кто тогда оказался на коне, но на слуху точно были Lycos, HotBot, WebCrawler, AltaVista, Excite, Yahoo, MSN и некоторые другие. Появление Google на рынке, где поисковики зарабатывали мизер, а пробиться наверх на фоне конкурентов было совсем уж сложно, казалось странным.

Пять глупых идей

Более того, Ларри Пейдж и Сергей Брин также не видели особенных перспектив своего детища, хотя и получили достаточно инвестиций из разных источников. Это не были миллионы долларов, однако средств было достаточно для «спокойного развития». Так, по словам Винода Хослы, ныне крупного венчурного инвестора, в 1999 году основатели Google предложили сервису Excite выкупить их разработку за миллион долларов, однако Джордж Белл, CEO Excite, отказал. Тогда Хосла уговорил Пейджа и Брина снизить ставку до $750 тыс., но и это предложение не показалось Беллу интересным.

Пять глупых идей

Позже Белл, вероятно, кусал локти: сейчас рыночную стоимость Google (уже Alphabet) оценивают примерно в $1,7 триллиона долларов.

Ну и чтоб два раза не вставать: история Facebook по большому счету примерно из той же оперы. Соцсети существовали и тогда, но ни одной не удалось достичь успеха (или удержать его в течение длительного времени). Да и вообще, идею Facebook называли глупой и тотально неоригинальной: Цукерберг, например, не собирался поначалу выходить за пределы родной альма-матер. Потом все пошло «как надо», но лучше эту историю рассказывает фильм «Социальная сеть».

Правда, сейчас Facebook «уже не та, что раньше».

2. Магический шар

Не будем вас мучить лишь одними цифровыми проявлениями реальности. На этот раз о чем-то настоящем — магическом шаре (или шаре судьбы и предсказаний). Нет, не о том, который хрустальный у гадалок, а о доступном кому угодно в магазинах сувениров.

Официально он называется Magic 8 ball и был придуман Альбертом С. Картером в 40-х годах прошлого века. На создание игрушки его вдохновила собственная мать, которая практиковала тогда парапсихологию и использовала некий девайс для общения с духами: они писали ей послания.

Пять глупых идей

Пять глупых идей

Первая модель устройства Картера носила название Syco-Seer (видимо, что-то наподобие «психо-провидец»), но на шар не походила: это была трубка с темной жидкостью внутри и игральной костью с ответами там же. Но принцип работы не отличался: нужно было задать вопрос и потрясти «провидца», а сообщение на одной из сторон кости давало ответ.

Потом девайс модернизировали, сделав дешевле в производстве, оставили только одно окошко для ответов (в оригинале их было два), да поменяли название. Далее его запатентовали, придумав продвинутый «кубик» с большим количеством граней и вариантов ответов, и провели в 1948 году достаточно массированную маркетинговую кампанию. Оказалось, желающих получить ответы на свои странные вопросы предостаточно — продажи пошли.

Пять глупых идей

В определенный момент игрушка получила нынешние форму и название Magic 8-Ball, претерпев за годы несколько ревизий. Сейчас правами на нее владеет Mattel, продавая миллионы штук ежегодно (статистика, правда, не самая свежая). Сколько продается неофициальных версий шара предсказаний, не знает никто. И работают ли они так же хорошо, как оригинальные.

3. Тамагочи

Кому в здравом уме и твердой памяти придет в голову мысль, что электронное яйцо можно высиживать, а потом растить и воспитывать бинарное существо (мы о коде, а не модных социальных тенденциях)?

Идея создания тамагочи пришла 30-летней Аки Маита, которая занимала малозначительную должность где-то в офисах компании Bandai, в 1996 году (или около того). Как гласит история, все началось с рекламы по телевизору: в ней некий ребенок принес в школу домашнюю черепашку, но ему запретили проносить ее. «Какая трагедия», — подумала Аки Маита. И задумалась о том, как решить проблему. В ее идее было несколько основных ингредиентов: питомец должен быть маленьким, не гадить понапрасну и обязательно выглядеть кавайно. Так и появился образ виртуального домашнего питомца (наверняка все было не так быстро и просто, но вы поняли концепцию).

Маита не сильно смыслила в дизайне, но помогло знакомство с дизайнером игрушек Акихиро Ёкои, который и стал вторым «родителем» тамагочи. И вот легенда: где-то в Токио жил стареющий профессор-романтик, который никак не мог найти себе вторую половинку. Как-то он бродил по берегу реки, в которой заметил частично погрузившееся в воду НЛО с инопланетными тварями внутри. Существ он забрал в лабораторию, где вместе со своей 16-летней помощницей разработал яйцеобразные футляры, благодаря которым пришельцы могли выживать на Земле.

И в ноябре 1996 года тамагочи вышел в свет, через год игрушку продавали в 30 странах мира, компанию ей составляло около 400 сопутствующих товаров. Постепенно это превратилось во франшизу на сотни миллионов (может, и миллиарды) долларов. Аки Маита, в свою очередь, получила за это огромное ничего (если не принимать во внимание Шнобелевскую премию по экономике в 1997-м).

Кстати, если вы думаете, что тамагочи — странно, то это не так. Странно — это «камень-питомец». Но о нем совсем коротко. В 1975 году некто Гэри Росс Дал из США придумал коллекционную игрушку — гладкий камень в красивой картонной коробке. Это были просто камни, но их продавали как домашних питомцев по $4 за штуку ($24 сегодня с учетом инфляции). И реализовали их достаточно, чтобы заработать $6 млн.

4. Смайлик

Смайлик — простая улыбающаяся рожица — существовал, наверное, всегда. Хотя нет, даже его кто-то придумал. Обычно считается, что случилось это в 1963 году: автором стал Харви Болл, который до этого уже длительное время работал на ниве коммерческой рекламы.

Нет, Болл не нарисовал картинку случайно, водя ручкой по бумаге во время телефонного разговора. Напротив, автор получил достаточно конкретное задание: требовался способ поднять моральный дух сотрудников страховой компании, которая переживала не лучшие времена после череды поглощений. Говорят, на все про все у Харви ушло 10 минут, а за свою работу он получил $45 ($455 сегодня с учетом инфляции).

Смайлик появился на значках, постерах и другой «офисной» продукции, быстро став хитом (влияние на моральный дух не измерялось). Улыбающаяся рожица отличалась от той, которую вы видите обычно, у нее были свои определенные черты.

Альтернативную же историю создания смайлика можно увидеть в фильме «Форрест Гамп», там же звучит и первый слоган (он настоящий): Have a nice day!

Интересно, что ни Харви Болл, ни State Mutual Life Assurance Company (которая стала заказчиком смайлика) не стали оформлять патент на «вторую самую известную в мире» (после Моны Лизы) улыбку. И где-то в начале 70-х годов значки с рисунком попались на глаза паре братьев — владельцев магазинов с открытками Hallmark. Точнее, они знали о популярности смайлика и о том, кто стоит за его созданием, однако замена слогана на Have a Happy Day позволила им оформить право на новую концепцию.

За год они продали 50 млн значков и уйму другого мерча: товары заходили на волне Вьетнамской войны как символ добра. Заодно братья Спэйн во всеуслышание заявили, что авторство смайлика принадлежит им. Профит? Не совсем.

Спустя год после старта бизнеса Спэйнов французский журналист Франклин Лауфрани зарегистрировал торговую марку Smiley в 100 странах мира, пожиная плоды популярности, заложенной предшественниками. Десятилетия спустя, в 1996 году, сын Франклина, Николас, превратил Smiley в коммерческую империю, которая продает права на выпуск продукции с желтой рожей. Кстати, на критику того, что семья Лауфрани обогатилась на чужой идее, Николас говорил: смайлик появился 4 тыс. лет назад.

Само собой, Лауфрани лукавил: не будь Харви Болла и его идеи, не было бы и Smiley Company, выручка которой теперь составляет около полумиллиарда долларов в год.

5. SpaceX

Завершим список проектом, который с самого начала казался слишком амбициозным, слишком невыполнимым. Хотя Илон Маск, который решил запускать ракеты в космос с затратами значительно меньше, чем позволяло себе NASA, всегда отличался невероятными идеями. Далеко не все взлетели, однако SpaceX (да и Tesla) выбивается из списка как минимум объемом вложенных ресурсов и надежд.

История обоих стартапов слишком большая, чтобы уместить ее в маленьком тексте, но коротко о их судьбе не раз высказывался сам Маск. По его словам, когда SpaceX и Tesla только начинали свой длинный путь, бизнесмен оценивал шансы на их успех на уровне 10%: по этой причине он настоятельно рекомендовал друзьям не инвестировать в эти проекты. Сам же тогда еще миллионер отдал на них половину денег, вырученных от продажи PayPal.

В определенный момент SpaceX действительно оказалась на грани банкротства: первые три запуска были неуспешными — все катилось в тартарары. Четвертый, по словам Илона Маска, отчасти спас ситуацию. Тем не менее ему предстояло решить, на какую лошадку поставить: на SpaceX или Tesla, направив в них оставшиеся деньги. Выбор оказался слишком сложным, и деньги поделили поровну.

С тех пор, если что-то и изменилось, реальность остается все такой же жестокой: SpaceX до сих пор находится в «состоянии нестояния», компания не может выйти на уровень, когда можно расслабиться. Тем более появились такие проекты, как Starlink и Starship, которые также требуют постоянных вливаний. «Банкротство маловероятно, но не невозможно», — говорил Маск в 2021 году.

Летом же 2023 года рыночную стоимость SpaceX оценивали в $150 млрд (но с этой оценкой согласны не все, мол, она ниже), а вот Tesla стоит $673 млрд.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля