«Луноход» для Гродно: рассказываем, как строили Гродненский драматический театр

Общество
Поделись с друзьями

Распахнувший свои двери в 1984 году Гродненский драмтеатр – это, безусловно, самое интересное здание города советской эпохи. Многолетняя визитная карточка Гродно – театр вместе с Бернардинским костелом формируют своеобразные ворота исторического центра города, и многие туристы сравнивают его с короной – достойное украшение старого города над Неманом. Расскажем читателям «Гродзенскай праўды» об истории этого необычного здания.

рассказываем

К середине 1960-х годов население Гродно перешагнуло далеко за 100 тысяч человек, в связи с чем остро встал вопрос о строительстве нового театра, поскольку здание ХІХ века в городском парке явно не могло удовлетворить ни потребности горожан, ни театральной труппы. Газета «Гродненская правда» не единожды в те годы писала о новых проектах театра и о поиске места под него. Например, в 1966 г. предлагалось засыпать Городничанку за памятником Элизе Ожешко, выровнять там площадку и построить театр размером с современную Гродненскую филармонию. Рассматривалась также площадка на месте будущей гостиницы «Беларусь» или места на левом берегу Немана.

рассказываем

Модный архитектор с нестандартным проектом

Хотелось также предложить гродненцам и нестандартный вид самого театра. В поисках наилучшего решения гродненские власти в начале 1970-х годов обратились в Государственный институт по проектированию театрально-зрелищных предприятий «Гипротеатр». Расположенный в Москве «Гипротеатр» был создан в 1969 г. и специализировался на проектировании библиотек, домов культуры и театров. 60-е и 70-е годы прошлого века стали для советских архитекторов периодом смелых экспериментов в архитектуре, именно тогда возник стиль, который сегодня определяют как советский архитектурный модернизм. Появление новых строительных материалов, отход от классических принципов строительства сталинских времен и общий рост материального благосостояния СССР дали возможность обратиться к смелым экспериментам с формой зданий учреждений культуры.

За проектирование Гродненского театра взялся Геннадий Мочульский – известный советский архитектор, теоретик и исследователь архитектуры, автор проектов кинотеатра «Океан» во Владивостоке, театра юного зрителя в Омске, театра кукол в Воркуте, театра в Новгороде. Мочульский несколько месяцев ломал голову над перспективным видом театра. Все его проекты были исключительно неординарны. А потом он позвонил в Гродно и сказал, что сделает театр похожим на советский луноход, совсем недавно высадившийся на спутнике Земли.

В Музее архитектуры имени А. В. Щусева в Москве хранятся эскизы Гродненского драмтеатра, на них здание очень похоже на современное, но куда ближе к архитектурному направлению – брутализму. Вместо полукруглых арок – квадратные и прямоугольные окна, крыша над крыльцом неровная, будто сделана из гофрированной жести. Одним словом – настоящий луноход. Полностью закончен и утвержден проект драмтеатра был к середине 1970-х годов.

415038400_10228236142560940_4249656355494660092_n.jpg

Пустырь, где катались на санках

Непростым был и окончательный выбор площадки для строительства. К тому времени гродненцы уже привыкли к большому пустырю на месте бывшего мужского Борисоглебского монастыря, построенного еще в первой половине XVII века как католический женский монастырь святой Клары, на наших землях именовавшийся бернардинским. Здания монастыря пострадали во время войны, и в конце 1950-х годов их полностью снесли.

Зимой на пустыре была горка для катания детей с санками, летом ДОСААФ организовывал там тренировочную площадку. После долгих дискуссий было решено строить театр именно здесь, и в 1976 г. на площадке появились бульдозеры. Стройка растянулась на семь лет. В здании театра было все необычно – и его форма, и новые технологии при строительстве, и исключительно богатые интерьеры. Правда, Геннадий Мочульский все-таки несколько изменил внешний вид здания театра, придав его окнам другую, полукруглую, более изящную форму. На месте лунохода в центре Гродно появилась корона, можно сказать, что сам город приспособил к себе новое здание, сделав это через призму большого таланта архитектора и всех, кто проектировал это здание.

img110 строительство драмтеатра.танк. 12.07.1979.jpg

Театральная шкатулка

Весной 1984 года в театре состоялась первая постановка. Здание привлекало к себе внимание не только внешним видом, но и чудесными интерьерами. Перед тем как пройти в зал на 665 мест, зрители попадали в фойе с огромными люстрами, напоминающими символический театральный занавес.

28 Драматычны тэатр-1984 год..JPG

Настоящими алтарями в этом храме искусства стали скульптурные и живописные композиции, посвященные разным видам театра – народному театру, классике, современному театральному искусству и другим. Благодаря огромным окнам получилась как бы шкатулка – все, что находится внутри здания, находится как бы и снаружи.

Завершилась композиция драмтеатра установленной на его входе в середине 1980-х годов восьмиметровой скульптурной композицией Леонида Зильбера – «Пегас, Поэт и Муза», которая вводит зрителя в мир театра, который разворачивается внутри храма искусства. Здание Гродненского драматического театра уникально и не воспроизводилось больше никогда. Гродно будет меняться и дальше, будут восстанавливаться утерянные объекты архитектуры, перестраиваться и реконструироваться здания советской эпохи, но драмтеатр уже занял над Неманом свое достойное место.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.