Поколению 30–40-летних повезло, что гаджетов во времена их детства не существовало. Вряд ли бы они, будучи детьми, вели себя по-другому. Телевизионный приемник не был достаточно мобилен, да и телевидение в СССР не радовало разнообразием.
Автомобили тогда не заполоняли дворы. Дома, асфальт и тротуарная плитка не съедали зеленые насаждения. А люди на улицах за редким исключением выглядели более предсказуемыми.
У автора этого текста нет цели сравнивать времена и нравы. Сегодня в телефонах «залипают» почти все. А кто не умеет ими пользоваться, как правило, засыпает с телевизором.
Журналист Tochka.by решил вспомнить дворовые игры своего детства, которые считает достоянием времени, а не государственного строя.
Просто на смену ламповому миру пришел цифровой. В морской бой играют и сейчас, но на планшете. Даже те, кто когда-то делал это в тетрадке в клеточку.
Казаки-разбойники
Участники делились на две команды, и определялась граница территории, на которой можно прятаться. Пока «разбойники» разбегались, «казаки» выбирали место для «темницы», куда будут приводить пойманных беглецов. Через каждые 20–30 м и на поворотах «разбойники» мелом рисовали стрелки, не всегда указывая верное направление своего пути.
Замеченных «разбойников» нужно было догнать и «запятнать» или «осалить» (коснуться рукой). Они шли покорно, но могли убежать, если «казак» отвлекся и не удержал оппонента.
Также другие «разбойники» могли выручать соплеменников: незаметно подбежать к «казаку» и «запятнать» его. Тот был обязан отпустить пленника, и оба «разбойника» убегали прятаться снова. Но если «казак» успевал «запятнать» второго противника раньше, он брал в плен двоих. Цель – переловить всех «разбойников».
Нужно понимать, что в разных дворах могли изменяться условия и использовалась своя терминология.
Вышибалы
Это развлечение было характерно не только для дворов, но зачастую становилось венцом урока физкультуры в младших классах.
Вышибалы становятся друг напротив друга на определенном расстоянии (в зависимости от количества участников). Вторая команда распределяется в пространстве между ними.
Задача первых – перебрасываясь мячом, попасть в соперников, тем самым выбивая их из игры. Вторые, соответственно, должны увернуться. Поймавшему летящий мяч добавлялась одна «жизнь».
Когда выбивали всех, команды менялись местами.
«Я знаю пять имен»
В этом случае тоже нужен мяч, но достаточно самого простого. Участники определяли очередность. Первый начинал «чеканить» (как в баскетболе) и должен был под каждый удар говорить: «Я знаю пять имен девочек: Маша – раз, Катя – два, Света – три, Ира – четыре, Марта – пять».
Затем были следующие темы: имена мальчиков, названия городов, стран, животных и т.д. До тех пор, пока участник не сбился, упустил мяч или задумался. Тогда ход переходил другому.
Если мяч делал круг и возвращался к стартовавшему, тот начинал с момента, где ошибся. Задача – охватить максимальное количество тем.
Съедобное-несъедобное
Игроки садились на лавку или вставали в ряд. Кто-то один кидал мяч каждому и называл какой-нибудь предмет. Если съедобный – снаряд нужно было ловить. Если нет – отбивать.
Водящий должен был запутать участников. В цепочке овощей или фруктов в какой-то момент озвучивалось что-то неодушевленное. И дополнительный интерес добавляла скорость.
Тот, кто ошибся, менялся с кидающим. И так, пока не надоест. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.
Квадрат
Хорошая альтернатива, когда хотелось поиграть в футбол, а желающих не набиралось на две команды. Для игры необходимы мяч и минимум четыре участника (если больше, то играли на вылет). Они распределялись по равным четвертям квадрата, очерченного мелом на асфальте или ботинком на земле.
В центре игрового поля вырисовывался круг для подачи руками сопернику напротив. Принимающий после одного касания о землю мог «жонглировать» снарядом, задействовав ноги, колени и голову.
Задача – перевести мяч на участок одного из трех оппонентов. Вступивший в игру должен проделать то же самое. Действо длилось, например, до пяти очков (поражений). Потом участники могли меняться «клетками».
Ножички
Вряд ли сегодня взрослые к этой игре отнесутся спокойно. Ведь ее главным атрибутом является ножик. Как правило, он был складным.
Игроки очерчивали на земле или песке круг. Далее каждый по очереди старался с маху воткнуть ножик на территории противника, чтобы отвоевать («отрезать») у него как можно больше территории.
Варианты броска придумывались разные. Главное, чтобы орудие игры после переворотов в воздухе вошло в землю лезвием. В противном случае попытка считалась неудачной, и оппонент получал возможность вернуть свои «владения».
Резиночка
Эта игра считается девичьей, но иногда старшие сестры принимали в нее младших братьев, которых игнорировали более взрослые ребята. И для начала надо было найти наиболее подходящую резиночку.
Участвовать могли от двух человек. Максимум не ограничен, поэтому иногда собиралась серьезная очередь, что только увеличивало азарт.
Резинку либо привязывали к параллельно стоящим опорам (столбам, деревьям), либо двое держали с каждой стороны.
Все по очереди выполняли разные прыжки, постепенно меняя высоту – от щиколоток до шеи. Многое зависело от акробатических возможностей прыгавших.
Варианты упражнений могли придумываться в процессе игры: от стандартных прыжков до «ступенек», «бантиков» и «конвертиков».
Плиточки
Эта игра была актуальна для всех растущих городов. И Минск не исключение. На очередном сломе эпох (от перестройки к 1990-м) многие стройки замораживались, при этом дойдя до этапа облицовки мелкой плиткой. Найти «снаряды» подросткам не составляло труда. Как правило, место добычи становилось и площадкой для игры.
Плитки имели разную степень ценности. Самыми «дешевыми» были белые или прозрачные, а далее стоимость определяли исходя из красоты и редкости образцов.
Правила, естественно, могли отличаться в разных регионах. Но в нашем случае горсть плиток размещалась на ладони, подбрасывалась и ловилась другой стороной руки, снова подбрасывалась и захватывалась в кулак. Побеждал тот, кто к концу игры заполучит наибольшее количество плиток.
«Орел или решка»
Это, пожалуй, самая азартная игра, потому что в ней можно было заработать. Безусловно, такая забава порицалась педагогами и родителями. Но у подрастающего поколения были свои виды, и об игре многие взрослые могли не знать.
Варианты были разные. Самый простой – «Орел или решка» – сегодня будет ассоциироваться с проектом про путешествия, также ушедшим в историю.
Монета подбрасывалась – и надо было угадать, какой стороной после падения она окажется сверху. Если получалось, участник забирал ее себе, в противном случае шанс получал соперник.
Также ходовой была «Расшибалочка». Монеты выкладывались в столбик – например, решками вверх. Затем с определенного расстояния игроки бросали более крупный пятак. И если колонка разбивалась, попавший забирал все деньги.
Или в игре продолжали участвовать «кругляши», перевернувшиеся на орла. И так, пока все они не попадали в чьи-либо руки.
После распада СССР в Беларуси ходили только бумажные деньги. А вернувшиеся относительно недавно монеты не имеют такой ценности. Да и дворовые игры уже давно заменили смартфоны и планшеты.