Компания хочет себя рекламировать. Разобрались, как правильно платить сбор за это

В странеОбществоЭкономика
Поделись с друзьями

Любой бизнес строится на продаже товаров и услуг. Поэтому, чтобы заинтересовать покупателя, не обойтись без рекламы. Около года назад в Беларуси за такой способ продвижения ввели рекламный сбор, отдельные нюансы которого до сих пор вызывают вопросы. Office Life разобрался в некоторых из них.

рекламирование

Нужно ли оформлять отдельные счета (акты) на производство и размещение рекламы или можно просто указать все статьи расходов в одном?

— Для начала нужно посмотреть, какие услуги есть в договоре, находятся ли они в одном пункте или разбиты на разные категории с разной стоимостью, — объясняет заместитель руководителя отдела аутсорсинга бухгалтерских услуг компании Findep Сергей Вяличко. — Затем акт стоит рассматривать с двух сторон: со стороны исполнителя и заказчика. Для исполнителя не принципиально вписать все услуги в одну строчку и довольно сокращенно, особенно если все детально расписано в предмете договора. А вот для заказчика это важно, так как если не будет разбивки на производство рекламы и ее распространение, то самым правильным будет заплатить сбор со всей суммы.

Следовательно, форма акта не поменяется, но желательно согласовать с заказчиком, какая разбивка услуг будет приемлема для него, чтобы понимать, что облагать сбором, а что нет.

Нужны ли для отчетности и на случай проверки какие-то дополнительные документы? Например, отчеты со скринами, сохраненные исходники рекламных статей и так далее.

Услуги всегда попадают под пристальный контроль при проверках, считает эксперт. А все потому, что реальность сделки по ним иногда сложно доказать. Тем более что реклама — это довольно дорогое удовольствие, которое можно включить в затраты заказчика и тем самым снизить налогооблагаемую базу.

— Большим преимуществом при проверках станет предусмотренное в договоре предоставление исполнителем отчета о проделанной работе с подписями ответственного за его составление, а также с прикрепленными к нему скриншотами и подобными подтверждениями оказания услуги, — поясняет представитель компании Findep.

Так исполнитель подтвердит реальность совершенной сделки, а заказчик избежит подозрений в отношении ст. 33 Налогового кодекса, которая практикуется налоговыми органами при доначисления налогов из-за отсутствия реальности совершения хозяйственной операции.

Попадает ли под рекламный сбор реклама на маркетплейсах?

Маркетплейсы стали одним из важных направлений розничного, а порой и оптового бизнеса. Реклама на них сплошь и рядом, и нас она преследует, даже если мы уйдем с этих сайтов.

— Сначала следует прочесть договор (оферту) и перечень оказываемых услуг, а после перейти к реалиям и посмотреть, какой эффект эти услуги дают, — советует Сергей Вяличко. — В договоре или актах название услуг может варьироваться от «электронные услуги» до «написание положительных комментариев». Следует руководствоваться тем, что они вам дают в итоге. Если это действительно услуги, которые позволяют заметить, обратить внимание на ваш товар и стимулируют его купить, то даже не раздумывайте — это распространение рекламы, и сбор нужно начислять.

По разъяснениям МАРТ, не является объектом обложения информация на маркетплейсах, которая обязательна для размещения: о продавцах, наименовании товаров и услуг, их основных потребительских свойствах, цене и условиях приобретения, условиях и способах оплаты, способах и сроках доставки товаров, цене и условиях оплаты доставки товаров и прочее. Любая другая информация — например, акция, картинки, призывающие тексты — будет являться объектом рекламного сбора.

рекламирование

Как платят налог нерезиденты и как им правильно размещать рекламу?

По законодательству, иностранные рекламодатели обязаны заключить договор на размещение рекламы, в том числе через сеть Интернет, с рекламным агентством Республики Беларусь. Сбор в такой ситуации будет, конечно, уплачивать рекламное агентство.

— Хочется отметить, что если иностранная организация не учтет описанные моменты, то действия будут расценены незаконными и запрещенными, — добавляет собеседник.

У иностранной компании есть представительство в Беларуси. Как размещать рекламу в этом случае?

Плательщиками сбора признаются юридические лица Республики Беларусь и рекламные агентства нашей страны, которые оказывают услуги иностранному лицу.

— В свою очередь представительство иностранной организации, осуществляющее деятельность в Беларуси, не является юридическим лицом Республики Беларусь, — обращает внимание Сергей Вяличко. — Следуя этой логике, такие представительства не являются плательщиками сбора и должны отдельно заключить договор с белорусским рекламодателем для дальнейшего распространения рекламы в интересах иностранной организации. Такое мнение подтверждает и МАРТ.

Если нерезидент хочет разместить рекламу, например, у блогера. Как это правильно сделать и может ли блогер (ИП) быть рекламным агентством в таком случае?

Согласно Налоговому кодексу, рекламное агентство — юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в стране, которые оказывают услуги рекламодателю по размещению (распространению) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в сети Интернет, посредством предоставления ее рекламораспространителю.

— Рекламная деятельность не подлежит лицензированию, сертификации, аттестации, поэтому достаточно данный вид деятельности заявить в декларации, и не будет лишним уведомить об этом в письменной форме исполком. Хотя блогеры как раз на рекламной деятельности и зарабатывают — значит, у них изначально был заявлен такой вид деятельности, — говорит Сергей Вяличко.

По мнению эксперта, нерезидент может без переживаний заключить договор на размещение (распространение) рекламы через белорусского блогера. Тем самым блогер становится рекламным агентством и должен будет начислить и уплатить рекламный сбор.

Как компании рекламировать себя за границей на новых рынках: например, в России, если ему в этом помогает белорусское рекламное агентство?

— Тут надо отталкиваться от того, на кого рассчитана реклама, на потребителей какой страны. Не следует строить ориентир на том, какой резидент оказывает услуги. Стоит оценивать, на кого реклама нацелена: если это белорусы, тогда сбор будет уплачиваться рекламодателем; если иначе и под прицелом другие страны, в том числе Россия, то о сборе стоит забыть.

Ситуация: компания является спонсором спортивного мероприятия; его организаторы, например детский спортивный клуб, размещают посты в соцсетях о спонсоре; а спонсор вручает подарки в своей фирменной упаковке. Нужно ли платить сбор?

— Для определения, платить рекламный сбор или нет, существуют два закрытых списка: где юридические лица не признаются плательщиками и где нет объекта налогообложения, — разъясняет представитель компании Findep. — Эта ситуация подпадает под перечень «Не признается объектом обложения», а именно распространение рекламы в виде поддержки организациям физической культуры и спорта. Конечно же, в содержании самой рекламы желательны моменты про физическую культуру и сам спортивный клуб, хотя в разъяснениях МАРТ такой обязанности не числится.

Стоит учесть, что такой подход не подойдет для иностранных рекламодателей и им придется заключить договор со спортивной организацией как с рекламодателем.

Что будет, если налог не уплачен или уплачен частично?

Здесь действуют стандартные правила, как и для всех налогов. Ответственность за несвоевременную уплату налогов, в том числе частичную:

  • 40% неуплаченной суммы налога, но не менее 10 базовых величин;
  • пеня, за все дни просрочки в размере ставки рефинансирования (поделенная на 360 дней), действующей на тот период;
  • возможны штрафы на должностное лицо в зависимости от ситуации.

— Чтобы избежать таких последствий, необходимо в день уплаты налогов отправить платежное поручение на всю сумму сбора, даже если нет денежных средств на расчетном счете. Платежное поручение попадает «на картотеку», в таком случае санкции в размере 40% применены не будут, обойдетесь только начислением пени, — советует Сергей Вяличко.

В целом при возникновении подобных вопросов в узких местах в отношении рекламного сбора в первую очередь нужно изучить сайт МАРТ, который содержит много разъяснений и комментариев.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.