Многосерийный фильм Жоры Крыжовникова, посвященный подростковой преступности в Казани 80-х годов, стал одним из самых обсуждаемых проектов за последнее время. Оценивают сериал очень по-разному, а потому в сегодняшнем обзоре Onliner речь пойдет об одноименной книге Роберта Гораева, по мотивам которой снимали «Слово пацана».
Об авторе
Яра Горина, автор фэнтези из Минска. Да, она действительно читает все книги, о которых рассказывает. От корки до корки. Утверждает, что на одно произведение уходит два вечера (и две ночи).
Для одних это просто необычная остросюжетная криминальная драма, для других же — повод для беспокойства. Произведения в жанре тру-крайм частенько обвиняют в том, что они романтизируют преступников и не всегда с должным уважением относятся к тем реальным людям, что стали их жертвами. В последнем обвинить сериал довольно сложно, поскольку это тот удивительный случай, когда из книги взят не столько сюжет, сколько антураж. Автор, безусловно, стал идейным вдохновителем для создателей сериала, а также поработал консультантом во время съемок. Но с первых страниц книги становится ясно: фильм «Слово пацана» — это не экранизация, а самостоятельное художественное произведение.
Книга же Роберта Гораева — чистой воды тру-крайм-документалистика, представляющая собой одновременно и исследование явления, и хронику событий, и автобиографию. Автор — журналист, использовавший для книги не только «показания» свидетелей, но и собственный опыт. В ранней юности он пару лет состоял в банде «Низы» и видел эту криминальную субкультуру воочию. К 14 годам в городе, где орудует более сотни банд, подростки либо присоединялись к одной из них, либо становились их жертвами.
К счастью, по мере прочтения книги проясняется, что весь этот разгул подростковой преступности — явление скорее уникальное. И даже если какие-то современные подростки решат повторить «подвиги» из 80-х, то это станет не более чем отдельным криминальным эпизодом.
Автор довольно глубоко исследует тему начиная с истории и традиций этих мест. Население Казани не моноэтничное, и ввести какие-то правила, чтобы избежать кровавых «ледовых побоищ» стенка на стенку, пыталась еще Екатерина II. В советское время межэтническая рознь поутихла, но в город активно проникла криминальная культура.
Во время амнистии 1953 года из лагерей было освобождено 1,2 миллиона осужденных. При этом репрессированные за антисоветскую деятельность и по «закону о трех колосках» тогда под нее не попали. То есть народ освободился весьма разношерстный. К примеру, под Казанью бывшие заключенные, покинув грузовой поезд, оккупировали небольшой поселок, и освобождать его от бандитов пришлось курсантам военного училища.
На этом фоне в регионе происходила индустриализация. Заводам требовались рабочие руки, и множество жителей из окрестных деревень, где было преимущественно татарское население, хлынули в город. Есть немало исторических примеров, показывающих, какими жуткими вспышками массового насилия может сопровождаться урбанизация. Известный фильм Скорсезе «Банды Нью-Йорка», основанный на одноименной документальной книге Герберта Осбери, отлично иллюстрирует подобный процесс. Городское население США с 1820 года по 1850-й увеличилось в 5 раз. Вот тут «на сцене» и появляются те самые банды Нью-Йорка и взлет молодежной преступности.
В книге «Слово пацана» отлично описывается, как люди, привыкшие стоять за свою деревню, принимаются по привычке защищать бетонную коробку, в которой живут, а вместо границ земельных участков «воевать за асфальт». Вернее, это делают их дети. Взрослым, пытающимся устроиться на новом месте, обычно не до того, а вот младшее поколение, рожденное на стыке городской и сельской культуры, блюдет старые правила. Особенно если местные не жаждут принять их в свой круг. Если судить по описанным в книге событиям, этот момент оказался весьма немаловажным в формировании банд. Подростки из новых микрорайонов сбивались в стаи, чтобы противостоять городским. И понеслось…
В отличие от художественного фильма, где предполагается наличие героев, которым можно сопереживать, книга Гораева вызывает совершенно другие эмоции. Это страшно, это жутко, и результат у подобных явлений закономерный: тюрьма, больничная койка или кладбище. После прочтения угроза гиподинамии из-за компьютерных игр кажется мелочью, ведь ребенок кликает на кнопки сидя дома, а не бродит по улицам в поисках приключений и неприятностей.