Тему образования снова подняли во Дворце Независимости: глава государства Александр Лукашенко собрал специалистов сферы на совещание, пишет близкий к пресс-службе президента Telegram-канал «Пул первого».
Обсуждали как учебный процесс в школе, так и поступление в вузы.
«Тема в последнее время постоянно звучит с телеэкранов, не сходит с первых полос прессы. Действительно, чему и как учить волнует, как оказалось, не только меня, но и все общество», – констатировал Александр Лукашенко.
Он подчеркнул: сентябрьская встреча с министром образования планировалось давно. Еще во время доклада о готовности к новому учебному году. Того самого, который Лукашенко у главы профильного ведомства (и фактически правительства) не принял. Тогда многие школы были не готовы к приему детей, не решенными оставались вопросы подвоза детей к школам, питания учащихся.
Что будут сдавать абитуриенты-2024
По итогам совещания глава государства заявил, что ответы на основные вопросы выработаны. В том числе, и по стабильности образовательной системы.
Так, принято решение пока остановиться на сдаче выпускниками школ двух ЦЭ. Тем, кто собирается поступать в вуз, нужно будет сдать и одно ЦТ.
Однако глава КГК Василий Герасимов предложил ввести устный экзамен по гуманитарным наукам.
«Но полностью ломать опять систему, по нашему мнению, нецелесообразно», – отметил Герасимов.
По его словам, если бы не случаи с пересчетом баллов, то «каких-либо особых нареканий со стороны населения» не было бы.
Но говорить о том, что систему образования перестанут реформировать, рано. Так, Лукашенко не исключил в будущем экспериментов в ходе вступительной кампании. В частности, речь шла о проведении предварительного собеседования или внутреннего экзамена в отдельных вузах.
Для платников хотят ввести обязательную отработку
После обучения в белорусских вузах всем студентам нужно пройти через обязательную отработку, с таким предложением выступил глава Минобразования. По его словам, у нас в стране нет платного образования: государство либо университет дотирует обучение всех студентов.
«Сегодня платник возмещает не более, чем 50-70% от стоимости своего образования», – заявил Иванец.
Лукашенко считает, что стоит рассмотреть вариант увеличения срока отработки, и в этом плане нужны запретительные меры, даже если такой шаг будет непопулярным.
«Хотя бы полузапретительные: допустим, пять лет. Правильно, целевик – не менее пяти лет. А может быть, еще и ориентировать где-то аккуратно до семи лет», – сказал Лукашенко.
Кроме этого, министр образования заявил: по всем специальностям можно принимать до 60% целевиков от общих цифр приема, по отдельным специальностям (аграрный профиль) – до 70%, медиков – до 80%.
«Действующие правила приема позволяют принять более половины абитуриентов либо без экзаменов, либо по внутреннему вступительному испытанию», – рассказал Иванец.
Нужны хорошие учебники и учителя
Серьезной недоработкой Минобразования глава государства назвал проблемные учебники: к качеству пособий по-прежнему есть вопросы.
«Мы вынуждены реагировать на обращения граждан и разбираться, что не так с нашими учебниками,» – заявил Лукашенко.
По его словам, пособие не должно отталкивать ученика: надо его хорошо проиллюстрировать, выбрать подходящий шрифт. Он потребовал сделать «нормальное» пособие и принести ему, показать.
«Если даже там кратко написано – учитель разъяснит, что это такое. Учебник уже будет для ученика конспектом», – отметил Лукашенко.
Глава государства также обратил внимание на подготовку учителей и преподавателей в вузах. По его словам, на педспециальностях недоучивают. Как следствие и учебники страдают, и уровень знаний студентов.
«Учитель, преподаватель из своих опыта и знаний должен туда приносить. А мы все ищем букварь, где будет прописано, как мы [учителя – Tochka.by] себя должны вести», – подчеркнул Лукашенко.
«Большинство целевиков мы хотим у вас [в вузах – Tochka.by] подготовить и направить туда, куда надо. <…> Тут вы уже должны государству помочь – подготовить их как следует», – резюмировал Лукашенко.
Зачислять детей в «пустующие» школы
Лукашенко потребовал загрузить все школы страны, в первую очередь, в Минске. По его сведениям, в центральных районах столицы детей практически нет, и учреждения образования фактически пустуют.
«Лучше подвезти детей из микрорайонов в эти школы – намоленные места, а сэкономленные средства направить на другие цели и нужды, в том числе на заработную плату учителей», – подчеркнул Лукашенко.
Он дополнил: «надо по-хозяйски, без излишеств» подойти к решению проблемы. А то «начинаем строить в развивающихся микрорайонах современные школы в виде дворцов, а в центральных районах Минска <…> школы <…> не заполнены».
Президент также подчеркнул: к благоустройству школ нужно обязательно привлекать детей.
«Воспитывайте молодежь трудом, тогда отношение к школе у них будет соответствующее», – поручил Лукашенко.
Сборы денег с родителей и шестой учебный день
Лукашенко высказался, что не видит ничего плохого в сборе денег с родителей школьников на нужды класса.
«Ничего страшного. У нас бесплатное образование. Только директорам надо разумно это делать», – рассказал глава государства.
Он пояснил, что не следует на «каком-то совете» решать, какие именно суммы сдавать родителям. А если «полтора человека» откажутся сдавать деньги, то и не надо. В бюджете средства на школы найдутся.
«Но, если родитель будет участвовать в этом какой-то своей копейкой, страха я в этом абсолютно не вижу. У нас люди уже не бедные», – отметил Лукашенко.
Коснулся президент и темы шестого школьного дня. Он подчеркнул, что в субботу нужно уделять внимание здоровью ребят, а не факультативам.
Не превращать столовые в рестораны
Лукашенко поручил серьезно разобраться в организации школьного питания. По его словам, не нужно превращать школьные столовые в рестораны.
«Не жалко для детей. Мы детей можем накормить нашими продуктами, у нас их хватает. Но половина всего уходит не на детей», – отметил глава государства.
Он также поручил прекратить эксперименты в питании школьников. В частности, его смутил ход закупки дополнительного оборудования для школьных столовых. Так, некоторые заведения подавали заявки на приобретение пароконвектоматов.
«Мы слишком «разбэшчана» себя ведем с бюджетными деньгами», – заключил президент.
Если кого-то не устраивает министр – ищите другую работу
Президент призвал не мешать работать министерству и министру образования.
«Они разумные люди и знают, как решать те или иные вопросы согласно закону, законодательству и Конституции», – подчеркнул глава государства.
Лукашенко предупредил специалистов профильного ведомства: если кого-то не устраивает министр или руководство, надо искать другую работу.
«Вы понимаете мои намеки и знаете, о чем идет речь», – отметил президент.
Кроме того, Лукашенко поручил заняться конкретными сферами школьного образования главам области:
«Автобусы, питание и прочее – это вопросы губернаторов и председателей райисполкомов», – заявил глава государства.
Источник: Tochka.by