Отработка «платников» и экзамены-2024: собрали главное с совещания у Лукашенко

Глава государства провел заседание по теме образования. Среди вопросов – вступительная кампания-2024, распределение студентов и вопрос переполненности школ.

В странеОбщество
Поделись с друзьями

Тему образования снова подняли во Дворце Независимости: глава государства Александр Лукашенко собрал специалистов сферы на совещание, пишет близкий к пресс-службе президента Telegram-канал «Пул первого».

главное с совещания у Лукашенко
Иллюстративное фото

Обсуждали как учебный процесс в школе, так и поступление в вузы.

«Тема в последнее время постоянно звучит с телеэкранов, не сходит с первых полос прессы. Действительно, чему и как учить волнует, как оказалось, не только меня, но и все общество», – констатировал Александр Лукашенко.

Он подчеркнул: сентябрьская встреча с министром образования планировалось давно. Еще во время доклада о готовности к новому учебному году. Того самого, который Лукашенко у главы профильного ведомства (и фактически правительства) не принял. Тогда многие школы были не готовы к приему детей, не решенными оставались вопросы подвоза детей к школам, питания учащихся.

Что будут сдавать абитуриенты-2024

По итогам совещания глава государства заявил, что ответы на основные вопросы выработаны. В том числе, и по стабильности образовательной системы.

Так, принято решение пока остановиться на сдаче выпускниками школ двух ЦЭ. Тем, кто собирается поступать в вуз, нужно будет сдать и одно ЦТ.

Однако глава КГК Василий Герасимов предложил ввести устный экзамен по гуманитарным наукам.

«Но полностью ломать опять систему, по нашему мнению, нецелесообразно», – отметил Герасимов.

По его словам, если бы не случаи с пересчетом баллов, то «каких-либо особых нареканий со стороны населения» не было бы.

Но говорить о том, что систему образования перестанут реформировать, рано. Так, Лукашенко не исключил в будущем экспериментов в ходе вступительной кампании. В частности, речь шла о проведении предварительного собеседования или внутреннего экзамена в отдельных вузах.

Для платников хотят ввести обязательную отработку

После обучения в белорусских вузах всем студентам нужно пройти через обязательную отработку, с таким предложением выступил глава Минобразования. По его словам, у нас в стране нет платного образования: государство либо университет дотирует обучение всех студентов.

«Сегодня платник возмещает не более, чем 50-70% от стоимости своего образования», – заявил Иванец.

Лукашенко считает, что стоит рассмотреть вариант увеличения срока отработки, и в этом плане нужны запретительные меры, даже если такой шаг будет непопулярным.

«Хотя бы полузапретительные: допустим, пять лет. Правильно, целевик – не менее пяти лет. А может быть, еще и ориентировать где-то аккуратно до семи лет», – сказал Лукашенко.

Кроме этого, министр образования заявил: по всем специальностям можно принимать до 60% целевиков от общих цифр приема, по отдельным специальностям (аграрный профиль) – до 70%, медиков – до 80%.

«Действующие правила приема позволяют принять более половины абитуриентов либо без экзаменов, либо по внутреннему вступительному испытанию», – рассказал Иванец.

Нужны хорошие учебники и учителя

Серьезной недоработкой Минобразования глава государства назвал проблемные учебники: к качеству пособий по-прежнему есть вопросы.

«Мы вынуждены реагировать на обращения граждан и разбираться, что не так с нашими учебниками,» – заявил Лукашенко.

По его словам, пособие не должно отталкивать ученика: надо его хорошо проиллюстрировать, выбрать подходящий шрифт. Он потребовал сделать «нормальное» пособие и принести ему, показать.

«Если даже там кратко написано – учитель разъяснит, что это такое. Учебник уже будет для ученика конспектом», – отметил Лукашенко.

Глава государства также обратил внимание на подготовку учителей и преподавателей в вузах. По его словам, на педспециальностях недоучивают. Как следствие и учебники страдают, и уровень знаний студентов.

«Учитель, преподаватель из своих опыта и знаний должен туда приносить. А мы все ищем букварь, где будет прописано, как мы [учителя – Tochka.by] себя должны вести», – подчеркнул Лукашенко.

Он также констатировал: по целевому направлению в вузы приходят и те студенты, которые практически не сдают вступительных испытаний. Изначальный уровень знаний у них может быть невысоким.

«Большинство целевиков мы хотим у вас [в вузах – Tochka.by] подготовить и направить туда, куда надо. <…> Тут вы уже должны государству помочь – подготовить их как следует», – резюмировал Лукашенко.

Зачислять детей в «пустующие» школы

Лукашенко потребовал загрузить все школы страны, в первую очередь, в Минске. По его сведениям, в центральных районах столицы детей практически нет, и учреждения образования фактически пустуют.

«Лучше подвезти детей из микрорайонов в эти школы – намоленные места, а сэкономленные средства направить на другие цели и нужды, в том числе на заработную плату учителей», – подчеркнул Лукашенко.

Он дополнил: «надо по-хозяйски, без излишеств» подойти к решению проблемы. А то «начинаем строить в развивающихся микрорайонах современные школы в виде дворцов, а в центральных районах Минска <…> школы <…> не заполнены».

Президент также подчеркнул: к благоустройству школ нужно обязательно привлекать детей.

«Воспитывайте молодежь трудом, тогда отношение к школе у них будет соответствующее», – поручил Лукашенко.

Сборы денег с родителей и шестой учебный день

Лукашенко высказался, что не видит ничего плохого в сборе денег с родителей школьников на нужды класса.

«Ничего страшного. У нас бесплатное образование. Только директорам надо разумно это делать», – рассказал глава государства.

Он пояснил, что не следует на «каком-то совете» решать, какие именно суммы сдавать родителям. А если «полтора человека» откажутся сдавать деньги, то и не надо. В бюджете средства на школы найдутся.

«Но, если родитель будет участвовать в этом какой-то своей копейкой, страха я в этом абсолютно не вижу. У нас люди уже не бедные», – отметил Лукашенко.

Коснулся президент и темы шестого школьного дня. Он подчеркнул, что в субботу нужно уделять внимание здоровью ребят, а не факультативам.

Не превращать столовые в рестораны

Лукашенко поручил серьезно разобраться в организации школьного питания. По его словам, не нужно превращать школьные столовые в рестораны.

«Не жалко для детей. Мы детей можем накормить нашими продуктами, у нас их хватает. Но половина всего уходит не на детей», – отметил глава государства.

Он также поручил прекратить эксперименты в питании школьников. В частности, его смутил ход закупки дополнительного оборудования для школьных столовых. Так, некоторые заведения подавали заявки на приобретение пароконвектоматов.

«Мы слишком «разбэшчана» себя ведем с бюджетными деньгами», – заключил президент.

Если кого-то не устраивает министр – ищите другую работу

Президент призвал не мешать работать министерству и министру образования.

«Они разумные люди и знают, как решать те или иные вопросы согласно закону, законодательству и Конституции», – подчеркнул глава государства.

Лукашенко предупредил специалистов профильного ведомства: если кого-то не устраивает министр или руководство, надо искать другую работу.

«Вы понимаете мои намеки и знаете, о чем идет речь», – отметил президент.

Кроме того, Лукашенко поручил заняться конкретными сферами школьного образования главам области:

«Автобусы, питание и прочее – это вопросы губернаторов и председателей райисполкомов», – заявил глава государства.

Источник: Tochka.by

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля