Шоколад и конфеты дорожают, чай дешевеет — сравнили цены на продукты в Беларуси

Два года власти пытаются обуздать рост потребительских цен. Проверяем, каковы результаты госрегулирования на примере ценников на печенье, кофе, шоколад, соки и другие продукты для перекуса.

В странеОбществоЭкономика
Поделись с друзьями

В октябре 2022 года белорусские власти рьяно взялись за цены, рванувшие вверх. Тогда же корреспондент Tochka.by прошелся по двум белорусским сетевым магазинам и зафиксировал ценники на различные продукты.

сравнили цены на продукты

Спустя два года, день в день, он снова зашел в магазин, чтобы обновить фотовпечатления.

В первой статье цикла мы рассказали, как подорожали молочные продукты, во второй – как изменились цены на крупу, муку и растительное масло.

Сегодня выясним, как двигались цены на шоколад, конфеты, печенье, кофе, чай, какао, соки, воду и газированные напитки.

Напомним принципы: сравниваются одинаковые, но не идентичные, товары в одном и том же магазине. Если они акционные, то выпадают из базы (если только на них не распространялась скидка и в 2022-м, и в 2024-м).

Отметим, что из-за изменения ассортимента и шринкфляции (уменьшения веса/объема) в базу для сравнения попадает лишь часть тех или иных товаров.

Чайная бесцеремонность

Начнем с чая – и неслучайно: все 11 попавших в наш список товаров подешевели!

Это намекает на то, что два года назад дистрибьютор показал неумеренный аппетит. Или же имел инсайдерскую информацию о грядущей заморозке и решил зафиксировать цены.

сравнили цены на продукты

Больше остальных, сразу на 30,0%, снизилась цена на чай Curtis Isabella Grape в фасовке 20×1,8 г. Он стоил Br4,99, а через два года – лишь Br3,49.

В целом чай в нашей выборке в среднем стал дешевле на 17,48%.

Кофе неподвластен единой мерке

Из 14 видов кофе подорожали 5, остальные подешевели.

Сильнее всего изменилась цена 220-граммовой упаковки Barista, цена которой два года назад отпугивала покупателей. Сейчас радует: было Br12,19, стало Br8,39 – дешевле на 31,17%.

А вот Nescafe Gold в стеклянной 90-граммовой банке подорожал сразу на 30,03%, с Br9,99 до Br12,99.

В среднем цена сравниваемых 14 видов кофе снизилась на 4,74%.

В эту же категорию отнесем и напитки, которые могут заменить кофе. Три вида цикория и два – какао.

Один цикорий подешевел. Речь о продукте под маркой Seve, 100 г которого стоили Br5,19. Спустя два года они продаются за Br4,65 (-10,40%).

А вот 100-граммовая пачка торговой марки «Умный выбор» подорожала на 38,06%. Было Br2,89, стало Br3,99.

Еще больше впечатляет повышение цены на какао-напиток Nesquik: 200 г стали обходиться почти в 1,5 дороже! Было Br7,95, стало Br11,49 (+44,52%).

Эти пять напитков в среднем подорожали на 19,37%.

Ассортимент соков все скуднее

Для тех, кто вместо горячих напитков предпочитает иные варианты, сравнили цены на соки и нектары.

Отметим, что за два года их ассортимент, начавший сокращаться весной и летом 2022-го, обеднел еще больше.

В базу для сравнения попали 16 товаров. Подешевел один, это нектар «Сочный» со вкусом «яблоко – белый виноград». Стоил Br3,39, спустя два года – Br3,19 (-5,89%).

Максимально подорожал клюквенный морс той же марки. Литр напитка теперь обойдется в Br3,66 вместо Br3,09 (+18,44%).

В среднем соки и нектары из нашей выборки подорожали на 7,5%.

Взрывная Fanta, удивившая «Крем-сода»

Из дюжины видов безалкогольных напитков подешевел один. Бутылка даридовской «Крем-соды» объемом 1,45 л стоила Br2,69, сейчас – Br2,3, или на 14,49% меньше.

Сильнее прочих в цене прибавила Fanta – с Br3,09 до Br3,81, или на 23,3%.

В среднем 12 газированных напитков подорожали на 13,08%.

Вода течет по разным направлениям

Любопытно поведение цен на минеральную и питьевую воду. Из 12 видов одна половина стала дешевле, вторая – дороже.

Больше прочих упала цена на полулитровую бутылку минералки «Минская» – с Br1,49 до Br1,27, на 14,76%.

А вот литр среднегазированной Bonaqua стал стоить на 28,18% дороже: было Br1,49, стало Br1,91.

В среднем дюжина бутылок питьевой и минеральной воды скромно подорожала на 4,24%.

Ласковая «Мария», кричащее Oreo

Из десяти видов печенья в нашей выборке подешевели три. Цена одного осталась неизменной. Остальные стали дороже.

Максимально снизилась цена на 140-граммовую пачку спартаковской «Марии». В 2022-м она обходилась в Br1,29, в 2024-м стоит Br1,19 (на 7,76% дешевле).

А вот импортное Oreo с начинкой «какао – клубника» сладкоежек не радует: 228 г этого продукта стали дороже на 25,9%. Было Br5,79, стало Br7,29.

В среднем 10 видов печенья подорожали на 6,65%.

Стойкая помадка, «кусачий» батончик

Почти все из 10 попавших в базу для сравнения видов конфет подорожали. Лишь 150-граммовая коробка сливочной помадки торговой марки «Балтийская жемчужина» не изменилась в цене.

Сильнее прочих подорожал шоколадный батончик Milky Way, 176 г которого стоили Br5,86, а теперь – Br7,99. Разница в 36,34%.

В среднем конфетная выборка стала обходиться дороже на 17,39%.

Шоколад дешевле не будет

Шоколадок на прилавках много, а вот сравнить можно далеко не все. Часть за два года пропала, но основной удар нанесла шринкфляция: теперь не то что 100-граммовых плиток нет, но даже весом 90 г гораздо сложнее найти.

Все восемь товаров, цены на которые мы сравнили, подскочили в цене. Ведь какао, из которого их делают, обходится производителям сейчас дороже.

Меньше остальных поднялась цена 200-граммовой плитки «Столичный элит» от «Коммунарки» – с Br5,45 до Br5,93 (на 8,8%).

В лидеры по подорожанию выбилась другая продукция этой фирмы. «Аленка» весом 100 г стоила Br2,69, а теперь – Br3,37. Цена поднялась на 25,27%.

В среднем шоколад подорожал на 17,15%.

Подводя итог, можно сказать, что баловать себя сладостями стало накладно. Можно позавидовать лишь любителям чая и кофе, цены на которые за два года снизились.

Другие напитки, а также различные вкусняшки, уверенно растут в цене. Некоторые – весьма существенно.

В среднем 98 товаров, попавших в нашу выборку на сей раз, подорожали на 10,33%.

Также отметим, что общий рост цен за два года может быть даже выше, так как из сравнительной базы выпала масса товаров, объем/вес которых продолжает неуклонно уменьшаться. Далеко не все соки, воды, напитки продаются в бутылках по литру, а печенье и шоколад – в 100-граммовых упаковках.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.