Техника вышла из строя на следующий день после гарантии: права потребителя
Бытовая техника и электроника, безусловно, дорогостоящие товары. Поэтому такие приобретения белорусы обычно планируют. Технику от поломок берегут, а если неисправности случаются после истечения срока гарантии – переживают.
Tochka.by спросили у юриста, можно ли вернуть деньги за сломавшиеся приборы и как это сделать.
Гарантированные законом 30 дней
Разбираемся, как поступить, если при первом осмотре товара видимых дефектов не обнаружено, но спустя время они все же проявились.
Ситуация номер один: после покупки некачественного товара прошло меньше 30 дней.
«Если вы приобрели товар ненадлежащего качества, то имеете право на его возврат или обмен в течение 30 дней с момента покупки. В таком случае следует обратиться к продавцу с требованием о возврате или замене. Вместе с заявлением необходимо представить подтверждающие документы, такие как чек или гарантийный талон», – объяснил магистр права, юрисконсульт Белорусского общества защиты потребителей Александр Александрóвич.
Чтобы все прошло гладко, покупателю нужно написать заявление в нескольких экземплярах. Себе нужно оставить тот, где стоит отметка от продавца. Она подтверждает, что магазин изделие принял.
Ситуация номер два: недостатки обнаружились спустя 30 дней с момента покупки.
В таких случаях за покупателем остается право на бесплатный ремонт (по гарантии). Заменят же товар или вернут деньги только в случае существенных дефектов.
Какие документы понадобятся
Чтобы воспользоваться возможностью гарантийного обслуживания, важно сохранить документы на технику. Это может быть чек, гарантийный талон и др. С ними нужно обратиться в сервисный центр или к продавцу.
«В большинстве случаев сервисный центр, уполномоченный производителем, принимает товары на гарантийный ремонт. Вам нужно будет представить документы и товар», – отметил Александр.
Возврат денег
Все обращения юрист рекомендует оформлять в письменном виде, ведь именно это поможет подтвердить собственные слова в случае спора с продавцом.
В процессе ремонта может выясниться, что изделие некачественное. Тогда у покупателя есть возможность потребовать замену на аналогичный товар или возврат денежных средств.
«Если изделие не подлежит ремонту либо стоимость ремонта превышает 30% и более от стоимости товара, можно получить соответствующий акт или заключение, подтверждающее это, и на его основании обратиться за возвратом денег», – резюмировал Александр.
Два года на доказательство брака
Ситуация номер три: гарантия производителя истекла.
Законодательство дает покупателю два года, в течение которых можно предъявить претензии к качеству товара. Если за это время обнаружился дефект, а гарантийный срок на товар истек, потребитель самостоятельно обращается за проведением экспертизы. При заключении, что повреждение возникло не по вине покупателя, затраты на экспертизу компенсирует продавец или изготовитель.
В период же гарантийного срока провести экспертизу или оценку качества также обязан продавец (изготовитель).
Куда обратиться за экспертизой
В Беларуси экспертизу могут провести как коммерческие, так и государственные организации – например, Судебно-экспертная коллегия, Госкомитет судебных экспертиз.
Стоимость манипуляций может варьироваться в зависимости от типа оборудования и сложности проверки, уточнили в обществе потребителей. Актуальные расценки в организации лучше уточнить заранее, начинаются они примерно от Br600. Документы об экспертизе советуем сохранить на долгое время.
В ТЕМУ:
Выкинуть или продать? Узнали, как можно выгодно пристроить старую бытовую технику в Гродно