С 11 июля 2024 года вступят в силу изменения и дополнения в закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания». По новым правилам продавец обязан оказывать услуги в национальной доменной зоне, а его серверы должны находиться на территории Беларуси.
Не получается ли так, что компании и ИП не смогут продавать свои товары и услуги через соцсети, например тот же Instagram?
— В новой редакции закона закреплено, что субъекты торговли вправе осуществлять розничную торговлю через интернет-магазины, а также с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, которые позволяют выбрать товар и заключить договор розничной купли-продажи, — объясняет юрист SBH Law Offices Екатерина Орочко. — Такими системами могут выступать мобильные приложения, маркетплейсы и т. д.
Важно, чтобы собственники торговых площадок и маркетплейсов могли обеспечить соблюдение продавцами законодательства о защите прав потребителей.
С учетом изменений торговать через интернет можно не только через собственный интернет-магазин, но и через информационные ресурсы третьих лиц. При этом страничка или карточка товара продавца, например на маркетплейсе, не будет являться интернет-магазином продавца.
В обновленном законе учли также требования законодательства по использованию национального сегмента сети Интернет.
— Продавец, имеющий собственный интернет-магазин, обязан оказывать услуги в национальной доменной зоне .by или .бел. При этом серверы должны находиться на территории Беларуси, — обращает внимание Екатерина Орочко.
Получается, что, например, странички в социальной сети Instagram не отвечают требованиям Указа Президента от 1 февраля 2010 года № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет». С учетом вступающих в силу изменений законодательства заключить договор купли-продажи через нее нельзя.
— При этом вести страничку в соцсетях можно. Но здесь продавец должен руководствоваться законом «О рекламе». Рекомендую указывать на страничке ссылку на свой интернет-магазин в белорусской доменной зоне, — советует юрист.
МОЖНО ЛИ В СОЦСЕТЯХ ВЫКЛАДЫВАТЬ ФОТО ТОВАРОВ И ПИСАТЬ ЦЕНЫ?
По законодательству реклама — это информация об объекте рекламирования, размещаемая (распространяемая) в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.
СПРАВКА OFFICE LIFE
По п. 7 ст. 10 закона «О рекламе» содержащиеся в рекламе сноски и иная информация, уточняющая сведения о цене объекта рекламирования, скидках, наличии объекта рекламирования на рынке, возможности его приобретения в указанных в рекламе количестве и месте, должны быть выполнены четкими буквами, размер шрифта не должен быть менее половины наибольшего размера шрифта, используемого в рекламе.
— Это значит, что продавец на своей страничке в соцсетях может выкладывать фото товаров со ссылкой на свой интернет-магазин и иной информацией о товаре, включая цену товара и его потребительские свойства, — говорит Екатерина Орочко.
Также юрист обращает внимание, что по обновленному закону заниматься торговлей может только продавец, включенный в Торговый реестр. Раньше сведения в него включали и исключали по уведомительному принципу. С 11 июля — на основании поданного заявления. Торговать же можно будет со дня включения сведений в реестр.
ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ НАРУШИТЬ ЗАКОН
Законом предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка осуществления торговли, за торговлю не в белорусской доменной зоне и за несоблюдение требований о рекламе.
Так, за торговлю без включения в Торговый реестр штраф может составить до 10 базовых величин (ч. 1 ст. 13.11 КоАП). За торговлю не в белорусской доменной зоне — от 10 до 25 базовых величин (ч. 1 ст. 23.9 КоАП).
Если индивидуальный предприниматель нарушит требования закона «О рекламе», его могут оштрафовать на сумму от 10 до 25 базовых, а если требования закона нарушит юридическое лицо — от 20 до 50 базовых величин (ч. 1 ст. 13.9 КоАП).