Покалечили и сломали психику: три жесткие истории белорусов о травле в школе

Шестикласснице Даше весь класс устроил "бойкот" из зависти, еще двое подростков попали в больницу после стычек с одноклассниками.

В странеОбщество
Поделись с друзьями

Буллинг – социальное явление, и он существовал во все времена. Достаточно вспомнить советский фильм «Чучело», где шестиклассница Лена Бессольцева пришла учиться в новую школу и столкнулась с подлостью и жестокостью со стороны одноклассников. Так устроена природа человека – во многих детских коллективах находят кого-то послабее или того, кто по каким-то причинам «не вписывается» в общую систему, и самоутверждаются за его счет.

три жесткие истории белорусов
© Sputnik / Кирилл Каллиников

Желание проявлять психологическое давление или, что еще хуже – физическую силу, не возникает на пустом месте. Значит этот подросток уже сам когда-то стал жертвой агрессии: возможно, дома кто-то из родителей «безобидно» шлепнул его тапком или ударил старшеклассник.

Многие истории про буллинг начинаются весьма обыденно и прозаично. Например, кто-то дернул ребенка за косичку или подставил подножку. Однако со временем, если эту, казалось бы, безобидную шутку подхватят и поддержат другие дети, а учителя не придадут этому значения, то такие «игры» могут перерасти в травлю.

Отрицание первых «звоночков» некоторые педагоги объясняют своей позицией – школа образовывает, а родители воспитывают. Бывают также случаи, когда учителя, опасаясь давления со стороны высших инстанций, пытаются скрыть факты конфликтов между детьми. У родителей своя же «правда» – ребенок много времени проводит в школе, и именно там учитель должен «почувствовать» настроение каждого ребенка.

На самом деле, буллинг может произойти в любой школе и с любым ребенком. Корреcпондент Sputnik Екатерина Воробьева записала три реальные истории тех, кто столкнулся с этим явлением. Также дали высказаться учителям и психологу. По этическим причинам имена героев изменены.

«Любовный» треугольник?

Эта история произошла между восьмиклассниками в одной из школ Бреста. Двое подростков Юля и Максим на протяжении дня всячески пытались спровоцировать на конфликт своего одноклассника Сашу: то задевали мальчика плечом, проходя мимо, то без спроса взяли его тетрадь, то кинули в лицо тряпкой с мелом. Но на этом такое «общение» сверстников не закончилось – Максим, который гораздо крепче по телосложению Саши, несколько раз ударил его по голове.

Вечером подросток пожаловался дома на головную боль, и родители отвезли его в больницу. В итоге пострадавший школьник неделю провел в медицинском учреждении. При выписке в его справке оказались такие диагнозы, как контузия легкой степени, отек век, конъюнктивит.

«Это уже не первый случай, когда происходит стычка между нашим ребенком и одноклассником. Зимой Максим прокусил насквозь куртку Саши, он около месяца ходил со шрамом. Со слов классного руководителя, Максим стоит на учете в психоневрологическом диспансере и до 4 класса он был вообще на надомном обучении. После этого случая наш сын получил не только телесные травмы в виде ссадин и ушибов, но и стресс», – рассказали родители Саши.

Еще одна мама Анастасия, чей сын учится в этом классе, высказала мнение, что корень проблемы кроется совсем не в Максиме, а в Юле. По ее словам, именно эта девочка сталкивала лбами подростков.

«Мне мой сын рассказывал, что если Максима не трогать, то в принципе он сам ни к кому не лезет. Но там есть Юля, она такая бандитка, от которой страдают все дети. Вообще, в этом классе девочки похлеще мальчиков», – поделилась Анастасия.

В свою очередь, мама Саши Светлана придерживается мнения, что, возможно, Юля цепляла сына из-за того, что он ей нравится, а тот не проявлял к девочке симпатии.

Обязаны обучать всех

После инцидента родители Саши сразу же написали заявление в милицию. На данный момент идет разбирательство по этому вопросу. Чтобы сгладить конфликт, заместитель директора предложила перевести Сашу в другой класс, но родители отказались. По их мнению, это не решит проблему: сегодня Максим побил их ребенка, а завтра подросток переключится еще на кого-то.

три жесткие истории белорусов
© Sputnik / Евгений Епанчинцев

Классный руководитель кратко прокомментировал ситуацию Sputnik.

«Cейчас идет служебное расследование. Написано заявление в милицию. Пока ничего прокомментировать не смогу объективно. Единственное, что могу сказать – мы обязаны обучать всех», – отметил педагог.

Светлана призналась, что в школе пытались перевернуть ситуацию и сделать ее сына виноватым.

«Меня вызывали в школу и просили подписать акт. Составили его таким образом, как будто мой сын во всем виноват. И все было написано только со слов Юли и Максима. Я завучу задала вопрос: «А где были другие дети? Ведь они же тоже присутствовали и видели, как все происходило». Я хотела написать ознакомлена, но не согласна. Однако мне не позволили это сделать. Спустя несколько дней предоставили другой вариант – там уже все было корректно написано», – рассказала Светлана.

Родители недоумевают, почему учителя не реагировали своевременно, когда взаимоотношения в классе начали выходить за рамки дозволенного.

«Максим приносил в школу шприц и пугал им детей. Во время урока под партой курил вейпы. И это все ему прощалось. Почему таких детей не наказывают, не ставят на учет? Я уже сказала классному руководителю, что надо было предпринимать какие-то меры еще тогда, когда появились первые звоночки», – заключила Светлана.

Женской дружбы не бывает?

Иногда дети вынуждены менять школу из-за переезда родителей. В таких случаях адаптация к новому коллективу не всегда проходит гладко. А бывает, что и вовсе ребенка не принимают, и он чувствует себя изгоем. Подобная история произошла в одной из школ Борисова.

«В прошлом году перед началом учебного года я вместе с дочерью переехала жить в другой микрорайон города. Из-за этого решила перевести Дашу учиться в другую школу, чтобы ей было поближе к дому. Учреждение новое, хороший состав учителей, и я думала, что это будет идеальным вариантом», – рассказала мама шестиклассницы Арина.

Даша быстро нашла себе подругу в классе, и девочки хорошо общались. Но это продлилось недолго: вскоре между ними что-то произошло, и они сильно поругались. Женщина считает, что конфликт между одноклассниками мог произойти на фоне зависти.

три жесткие истории белорусов
© Sputnik / Виктор Толочко

«Я воспитываю дочь одна, без мужа. Несмотря на это, стараюсь покупать ей самые хорошие вещи, чтобы она не чувствовала себя обделенной. Конечно, не всем детям это нравится. Одноклассница начала обзывать Дашу страшилкой. А как-то вообще заявила, что она живет в двухкомнатной квартире, как бомжиха», – рассказала о конфликте подростков Арина.

Постепенно одноклассница настроила весь класс против Даши. Дети перестали разговаривать с ней, не брали девочку в свою компанию и всячески игнорировали. Все переживания негативно сказались на здоровье, она начала жаловаться на боли в сердце и девочку положили в больницу. Оказалось, что у нее начались панические атаки.

Смерть отца и реакция одноклассников

После выписки Дашу ждало еще одно испытание – у девочки погиб отец. Арина поговорила с дочерью об этом, постаралась ее успокоить, объяснив, что в жизни так бывает. В школе вместо поддержки девочка снова столкнулась с жесткими издевательствами и насмешками. Одноклассники называли ее беспапной и говорили, что теперь за нее никто не заступится.

«Я убеждена, что дети – это проекция их родителей. Есть нормальные мамы, которые правильно воспитывают своих детей. И у них почему-то нет в мыслях подойти и сказать, что ты бомжиха или страшная. А есть, видимо, невротики – не знаю, как их правильно назвать, которых тоже воспитывали непонятно как. Для детей таких родителей считается абсолютно нормальным называть «беспапной» ребенка, который только потерял отца», – поделилась Арина.

После двойного стресса девочка еще сильнее замкнулась и начала придумывать разные отговорки, лишь бы не идти на уроки: то у нее болел живот, то голова. Мать Даши пыталась решить конфликт и ради этого встретилась с отцом девочки, которая «троллила» дочь. Но после разговора поведение одноклассницы не изменилось.

В школе учителя пытались разобраться в ситуации, но дети отрицали того, что они издеваются над одноклассницей. В итоге Арина, чувствуя, что у нее больше нет сил на борьбу, и опасаясь за психическое здоровье дочери, решила перевести ее в другую школу.

Из спокойного школьника – в агрессора

До 10 класса Юра хорошо учился, был добрым и отзывчивым. При этом выглядел как отличник: в рубашке и с бабочкой. Подросток кардинально поменялся, когда его класс расформировали и в него пришли учиться новые дети.

Новички пытались всячески завоевать авторитет, порой совершая плохие поступки. В то время, как учителя постоянно делали подросткам замечания и вызывали к директору школы, Юру хвалили.

Возможно, именно это и стало камнем преткновения и школьники решили «устроить темную» своему однокласснику.

«Однажды сын пришел в таком виде, что у меня дрожали руки и ноги: у Юры было синее лицо, шишки на голове и он хромал», – вспоминает события двухгодичной давности мама Юры Оксана.

По словам женщины, сын не хотел признаваться ей, что именно произошло. Свой внешний вид он лаконично объяснил – «мужские разборки». Уже после мать узнала от старшей дочери, что в школе заводила-одноклассник Юры устроил драку «один на один» с несколькими раундами. Другие подростки снимали это все на телефон.

Классный руководитель знала о случившемся, но решила не выносить конфликт и поэтому не сообщила об этом в инспекцию по делам несовершеннолетних. Инспектор ИДН пришла в школу только после того, как Оксана сама обратилась.

«Классный руководитель была очень недовольна, что я рассказала о конфликте. Но я, видя, как избили моего сына, не могла это все спустить на тормоза. Сама же учитель выдвинула версию, что мой сын сам виноват в драке», – призналась женщина.

Драка с одноклассником аукнулась Юре уже через месяц: однажды после урока мальчик не смог встать на ногу. Оказалось, что у него порван мениск колена, и поэтому потребовалась операция. Но это не самое страшное, что пришлось пережить родителям мальчика. Травля продолжилась и дальше – подростки начали мстить однокласснику за то, что их вызывали к инспектору ИДН для разбирательства. Юра из спокойного подростка превратился в настоящего агрессора. Он мог среди урока вскочить на парту или начать отжиматься возле доски.

«Сын стал настолько агрессивным, что на это было страшно смотреть. Он превращался в какого-то демона, начинал кричать. Я боялась, что Юра находится под какими-то препаратами», – сквозь слезы говорит собеседница.

Дома Юра почти год не признавался родителям, что в школе одноклассники издеваются над ним. Впоследствии он объяснил свое поведение тем, что не хотел расстраивать маму.

Жизнь женщины превратилась в настоящий ад. Оксана хотела разобраться, что происходит с сыном, и вместе с ним ездила по врачам и психологам. Специалисты поставили подростку неутешительный диагноз – невротический синдром, и Юра долгое время проходил лечение.

«Самое обидное в этой ситуации, что классный руководитель не признавала, что у сына действительно есть проблемы и ему нужна помощь специалистов. Учитель говорила, что нужно лучше воспитывать сына и следить за ним. А я то понимала, что он не был раньше таким – ему просто сломали психику», – рассказала собеседница.

А что школа?

В ситуации с буллингом родители чаще всего винят учителей в том, что они не смогли предотвратить травлю. Однако у педагогов на этот счет есть свое мнение.

«Сегодня учителя работают по полной загрузке, многие – на две ставки. Поэтому рассмотреть и увидеть на уроке вовремя в этом калейдоскопе каждого ребенка и его проблему очень сложно. Особенно, если твой предмет у детей 1-2 раза в неделю. Можно только вмешаться, когда это выплыло на поверхность», – поделилась учитель-предметник с многолетним стажем.

По словам педагога, докопаться до сути конфликта можно, если только в него углубиться. И то, продолжила учитель, слушая обе стороны, часто приходишь к выводу, что в конфликте виноваты все. Она также отметила, что далеко не каждый ученик и родитель готовы идти на контакт.

«Я 1,5 месяца работаю в новом учреждении и в новом классе. Знакомлюсь с учениками, обхожу семьи в свое свободное время, подстраиваясь под занятость родителей. И вместе с тем, есть семьи, которые, ссылаясь на плотный рабочий график, ремонт и так далее категорически меня не допускают к себе домой, не ходят на родительские собрания. Взрослые не пытаются рассказать о проблемах и, возможно, не хотят услышать подмеченное уже мною. А потом, если что-то случится, будет виноват классный руководитель и школа», – заключила педагог.

Взрослые взращивают жестокость

В каждой описанной истории своя боль и проблема. Но как таких ситуаций избежать другим родителям и вовремя понять, что их ребенок столкнулся с травлей в школе? С этим вопросом Sputnik обратилась за комментарием к психологу Ольге Цветковой.

«В большинстве своем, родители обвиняют педагогов в том, что учителя не заметили и не предотвратили травлю. Но чаще всего травля происходит не на уроке, и ребенок, которого травят, изо всех сил старается не подать вида, что ему плохо. И если учителю сама жертва или кто-то из сочувствующих не сообщит о происходящем насилии, то очень сложно заметить, что что-то не так», – рассказала Ольга Цветкова.

По мнению психолога, только дома, в своей привычной, безопасной среде ребенок может быть собой и проявить весь спектр испытываемых эмоций. На это и следует обращать внимание родителям.

«Если у родителей появились подозрения о происходящем буллинге в классе, нужно сразу информировать классного руководителя, психолога, социального педагога. В учреждении образования существует четкий алгоритм по работе с насилием в детской среде. И предположить, что педагоги бездействуют – заведомо ошибаться. В каждом случае своя история и огромная работа за закрытыми дверями, ведь педагоги не имеют права выносить личную информацию об учащихся на всеобщее обозрение», – подчеркнула психолог.

Она также отметила, что часто взрослые своим поведением неосознанно способствуют формированию жестокости у детей. И причины кроятся в том, что они сами испытывают проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром: неустроенность в личной жизни, нежелание и неспособность участвовать в жизни своих детей.

«Причин буллинга много и все они об одном: о нездоровье, о проблемах в личностной сфере агрессора. Кто-то ищет более слабого, чтобы продолжить цепочку насилия – над ним кто-то более сильный уже его совершил. Кто-то очень нетерпимо относится к слабостям и особенностям другого человека, ведь ему, условно мама, каждый день говорит: «Ну, что ты за слабак?», «Как можно быть таким неряхой?» Взрослые не замечают, как взращивают в своих детях самое страшное – жестокость», – отметила собеседница.

По мнению психолога, семья – это тот социальный институт, с которым не может конкурировать никакой другой. Только осмысленность и осознанность взрослых в каждом слове по отношению к ребенку может помочь ему стать более внимательным и гуманным по отношению к другим.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.