«Нет маленьких проблем». Учитель года Беларуси рассказал о депрессиях и тревогах школьников
Подростковый возраст – сложный этап в жизни каждого ребенка. Помимо гормональной перестройки организма, серьезное влияние на психику в этот период оказывают нагрузки в школе, переживания из-за оценок, первая влюблённость, недопонимание с родителями и сверстниками... Всё это может приводить к сильным стрессам и депрессиям.
Учитель Довской средней школы Рогачевского района, обладатель звания «Учитель года – 2023» Сергей ШАМИНСКИЙ считает, что вовремя оказанная психологическая поддержка помогает справиться с такими состояниями. А увидеть и распознать их – важная задача для родителей и педагога.
Заметить и помочь
– Как заметить ребенка, который нуждается в помощи?
– Очевидный сигнал – изменение привычного поведения. Например, ранее общительный, открытый подросток стал замкнутым, агрессивным. Или обычно активный подросток стал пассивным, жалуется на усталость и головную боль.
Быть погруженным в историю каждого школьника нереально. Но учитель должен хорошо разбираться в детской психологии, наблюдать за настроением коллектива и виртуозно «дирижировать» им. Ни в коем случае нельзя отгораживаться от детей, особенно от тех, кто нуждается в поддержке и просит о ней.
Пример из практики. Заметил, что ученик плачет. Спрашиваю, что случилось, – молчит. Спрашиваю у ребят – те пожимают плечами. Раздаю всем задания, а сам подсаживаюсь к этому ученику за парту и прошу рассказать мне о причине его слез, обещая, что разговор останется между нами. Выясняется, что на другом уроке одноклассник занял его место без спроса, а учитель не обратил на это внимания. Поскольку так случилось не в первый раз, ребёнку стало очень обидно. Я предложил ученику несколько вариантов решений проблемы. Поразмыслив и успокоившись, парень решает попробовать разобраться с проблемой самостоятельно и переключается на происходящее на нашем уроке. И разукрашенная им поделка оказалась одной из лучших!
– В вашей практике наверняка были истории, когда доверие и обращение к вам позволило ребенку справиться с тревогой, решить серьезную психологическую проблему. Как вы действовали?
– Вновь пример. Не первый год наблюдаю за жизнью девочки из семьи группы риска (термин, в который входят неполные семьи, семьи зависимых лиц и т. п. – Прим.). – разбираю с ней её рисунки.
Только так, обычно молчаливая и хмурая, она делится своими переживаниями. Но это произошло не сразу: поначалу она долго присматривалась ко мне, потом, тайком от одноклассников, показала свой рисунок, позже – согласилась говорить о том, что и почему она рисует. Теперь обсуждаем не только то, что нарисовано, но и сочетание цветов, композицию, элементы.
С младшими школьниками «локальные проблемы» (подрались, получили замечание в дневник и пр.) разбираю на примерах, в том числе из собственного опыта. Когда уместно, шучу, и всегда подчеркиваю, что всё можно исправить – самостоятельно или вместе.
С подростками, которые в силу возрастных особенностей очень остро реагируют на критику и несправедливость, сложнее. Когда знаешь ситуацию, можно задать наводящие вопросы. Но если у ребенка нет желания обсуждать проблему – не нужно форсировать, важно сказать о готовности выслушать. Мой опыт показывает: терпение и внимание позволяют достучаться до любого.
Родители, не спите!
– Что более всего волнует современных учащихся?
– Оценки, отношения со сверстниками и родителями, реакции учителя, влюбленность, неуверенность в будущем из-за необходимости выбора… Словом, ничего нового.
Однако сейчас дети определенно страдают от недостатка времени, проведенного с родителями. Из-за этого больше подвержены перепадам настроения и тревожным состояниям. К сожалению, время, проведенное в гаджетах, увеличивается, а совместный с родителями досуг уступает место одиночеству, когда ребенку дома не хватает общения.
– Почему учителю, как и родителям, нужно заботиться о психологическом благополучии своих подопечных?
– Ребенок, переживший серьезное нервное потрясение, дома, на улице либо в коллективе, постоянно либо регулярно находящийся в эмоционально неблагоприятной обстановке, особенно нуждается в поддержке отзывчивого и мудрого взрослого, который поможет «проработать», пережить случившееся. И главные люди в этом – родители. Если конфликт как раз в семье, то тут помогает профильный специалист (психолог) либо учитель.
Игнорирование детских проблем, страхов, тревог неизбежно приводит к тому, что может пострадать психика ребёнка, появятся серьезные заболевания, проблемное поведения.
Учителю, особенно классному руководителю, важно взаимодействовать со школьным психологом, чтобы, с одной стороны, быть готовым принять и правильно взаимодействовать с ребенком, проживающим непростой период, и, с другой стороны, вовремя обратить внимание специалиста на ученика. Не устаю призывать родителей и коллег: будьте внимательны и добры к своим детям – вы растите и воспитываете Человека!
– От каких ошибок вы хотели бы предостеречь взрослых – родителей и коллег?
– К любому ребенку нужно относиться с уважением. А это, среди прочего, значит, что не нужно на сына, дочь или ученика перекладывать свои проблемы и неразрешенные конфликты. Разберитесь прежде всего в себе! Не наказывайте оценками (школьными и личностными) и не ругайте излишне – разговаривайте, слушайте, анализируйте, думайте. Учитесь быть мудрым другом, старшим товарищем. Если не получается — не стесняйтесь обратиться за советом к специалисту-психологу.
Материал подготовлен в рамках информационно-просветительской кампании по повышению важности охраны психологического благополучия среди детей, подростков и их родителей. Реализуется Министерством образования Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Беларусь при экспертной и технической поддержке ЮНИСЕФ в Беларуси.
КСТАТИ
Как получить психологическую помощь подростку и родителю?
- Можно обратиться в социально-педагогические центры (СПЦ), которые работают с ситуациями детско-родительских отношений, вопросами проблемного поведения. В СПЦ могут обратиться не только подростки, но и родители.
- Есть бесплатные и круглосуточные телефонные линии, куда можно позвонить в кризисной ситуации:
- детская телефонная линия – 8-801-100-16-11
- линия в Республиканском центре психологической помощи, звонки принимаются в рабочее время (с 9.00 до 18.00) – 8-017-300-2321
- Эксперты Республиканского центра психологической помощи БГПУ вместе с ЮНИСЕФ в Беларуси запустили онлайн-платформу, с помощью которой подростки и молодые люди могут бесплатно и конфиденциально получать квалифицированную психологическую помощь в виде онлайн-консультаций. На платформе также работают консультанты-сверстники.