«Личный пример педагога — обязательное условие». Учитель из Гродно — о сохранении исторической памяти
В Гродно всегда были фортификационные укрепления. Одними из тех, кто активно изучает историю города над Неманом с точки зрения этой тематики, стали педагоги и учащиеся гродненской гимназии №4 им. Д.В.Казакевича. В учреждении образования создана музейная комната, рассказывающая историю «Гродно в воинах XVII-XX веков». Учитель истории гимназии, руководитель комнаты Дмитрий Лютик рассказал корреспонденту БЕЛТА о музее, а также поделился мнением, почему и как важно вовлекать школьников в изучение истории.
В Гродно всегда были укрепления
Создатель и руководитель музейной комнаты, посвященной истории города над Неманом в XVII-XX веках, начинает рассказ об экспозиции с ключевого.
«В Гродно всегда были укрепления. Первоначально это укрепления гродненского Старого замка, позже это развитие бастионной системы, которая появилась в XVIII веке во время Северной войны. Причем остатки этой системы — валы петровских времен, времен Карла XII — сохранились. Позже у нас создается укрепленная позиция в XIX веке, от которой тоже остались укрепления. Например, в лесопарке Пышки есть большое уникальное укрепление. Но позднее, уже в начале XX века, это фортовая Гродненская крепость, она начала строиться с 1912 года. Это одна из двух фортовых крепостей, сохранившихся на территории Беларуси. После Первой мировой войны и накануне Второй мировой у нас строится 68-й укрепленный район на Августовском канале. Все это мы изучаем», — рассказал Дмитрий Лютик.
Экспозиция музейной комнаты богата.
«Среди экспонатов, например, такие вещи, как стрелковый щит крепостного типа (времен Первой мировой войны), коллекция таких интересных вещей, как шипы против пехоты, коней, коллекция различных снарядов императорской армии, российской, немецкой. Все это найдено в районе фортов. В экспозиции — макет опорного пункта одного из укреплений Гродненской крепости, сама схема укреплений», — добавил руководитель музейной комнаты. Есть там находки, которые относятся к Первой мировой войне, а также ко Второй мировой.
Фортификацию изучать очень непросто
По словам Дмитрия Лютика, несмотря на то, что фортификацию изучать очень непросто (как никак это бетонные огромные объекты), педагог регулярно проводит выезды, во время которых ребята изучают темы на местности, вместе с детьми они делают небольшие поиски. «Фонды музея работают, пополняются. Экспонаты не лежат мертвым грузом. Очень многие вещи, которые здесь есть, принесены учащимися. Например, различная униформа, что-то, например, из железа, так называемое эхо войны, бывают фотографии, но это достаточно уникальные вещи. Бывают документы, какие-то письма, наградного типа документы», — отметил педагог.
«Крупицы истории, которые говорят сами за себя»
Учитель истории отмечает, что практически в каждой школе есть что-то подобное.
«Отличие заключается в том, что бывает так, что это приносится и складывается. А ведь каждую вещь нужно изучать с учащимся, о каждой вещи надо рассказывать. И на основе каждой вещи можно сделать хорошее исследование. Например, у нас есть целая коллекция фляжек: голландская, итальянская, немецкая. Еще, например, траки от танков, уникальный огромный люк от танка, а танков КВ, в принципе, в районе Гродно было не очень много. Это были огромные 50-тонные махины, которые с трудом пробивались немецкой артиллерией. Все это крупицы истории, которые говорят сами за себя. И когда ты с детьми это откапываешь, находишь, описываешь, это, естественно, дает положительный результат», — подчеркнул Дмитрий Лютик.
Так, за время подобных исследований и создания музейной комнаты гимназистами было написано много научно-исследовательских работ. Регулярно ребята принимают участие в конференциях различного уровня.
История за пределами класса
Несмотря на то, что музейная комната ютится в учебном кабинете, говорит учитель истории, в этом есть огромный плюс.
«В музейной комнате регулярно проходят уроки. И мне как учителю истории очень удобно, рассказывая о каких-то событиях, например, сразу же взять какой-то предмет и продемонстрировать его учащимся — быстро, оперативно. К тому же у нас достаточно хорошее оборудование в классе — специальные телепанели, ноутбуки», — отметил Дмитрий Лютик.
Кстати, кроме двух музеев (второй — этнографического характера), которые действуют в четвертой гимназии, в учреждении образования творчески подошли к оформлению рекреации. Там размещена экспозиция «Река времени», на окнах — специальные ролл-апы по отдельным периодам истории Гродно. К тому же в гимназии создана небольшая экспозиция, посвященная Даниилу Васильевичу Казакевичу — генералу, в честь которого названо учреждение. В планах педагогов — расширяться и работать дальше.
С чего начинается интерес к истории
Все это, считает педагог, позволяет заинтересовывать детей историей. «Чаще всего ребенок приходит в школу как чистый лист, то есть как человек, у которого еще не оформились определенные склонности, интересы. Редко, но все-таки бывает, что он уже приходит с определенными целями и, например, говорит, что ему интересна история и он хотел бы этим заниматься, — пояснил Дмитрий Лютик. — Когда ребенок находится на уроке и когда его окружают все эти вещи, естественно, у любого возникают вопросы — что, зачем и почему». С таких вопросов и начинается глубокий интерес.
«Уже, например, к восьмому, девятому, десятому классу есть ребята, которым интересно заниматься историей осознанно. Кто-то увлекается проведением экскурсий. Есть много ребят, которые активны в научно-исследовательской деятельности. Иногда эти дети продолжают вплоть до выпуска из гимназии заниматься научной деятельностью. Многие наши выпускники поступают на исторический факультет, многие уже закончили истфак, а кто-то уходит в другую сферу, — отметил учитель. — У нас научно-исследовательская деятельность в гимназии хорошо поставлена: ученик может себя реализовать не только в изучении предметов, но еще и развить себя в исследовании».
«Личный пример учителя — обязательное условие»
Дмитрий Лютик подчеркивает, что важна и заинтересованность педагога. «Если учитель думает, что ему нужно, например, сегодня просто провести 5-6 уроков, дать какую-нибудь самостоятельную работу и проверить тетради, конечно, в этом случае толка никакого не будет. Учитель должен думать шире, ему должен нравиться предмет, который он преподает. Если это так, если ему это нравится, если он хочет дать детям больше (а для меня это правило, для меня мало уроков, мне самому интересно куда-то выезжать, что-то исследовать, изучать), естественно, что и дети будут тянуться. Личный пример учителя — это обязательное условие», — поделился мнением учитель истории.
«Лично для меня история — это больше чем просто работа. Это и хобби, и жизнь. Для меня заниматься историей, историей родного города очень важно. Естественно, мне всегда есть о чем рассказать детям», — добавил Дмитрий Лютик.
Обращаясь к теме сохранения исторической памяти, почитания героев, Дмитрий Лютик отметил, что внимание таким важным для Беларуси темам должно уделяться значительное. При этом, уверен педагог, интерес к истории своих предков, которые принимали участие в Великой Отечественной войне, в первую очередь исходит от семьи и подкрепляется в школе.
«Пусть некоторые ребята пока знают немного о своих прадедах, которые воевали, были партизанами. Но стремление узнавать зависит от родителей, а дальше это можно развивать, — убежден Дмитрий Лютик. — Я бы хотел пожелать всем учащимся и педагогам найти свою цель, свою стезю и идти к ней целенаправленно. Каждый из нас выполняет свою работу. Эта работа, конечно, очень маленькая в размерах всей республики, но тем не менее мы можем зажечь сердца детей и придать им цель, чтобы они не просто отсиживали уроки и хотели получить десятки для похвалы. Пусть что-то станет их хобби, пускай это не будет твоей профессией, но ты в любом случае станешь личностью, интересным человеком. Вот это самое главное, для чего мы здесь работаем и что мы должны дать детям».