В Беларуси планируют ввести запрет на деятельность компаний и распространение продукции, чьи названия «противоречат нормам общественной морали». Эта правовая «дыра» давно привлекала внимание законодателей — попытки её закрыть предпринимались неоднократно.

Однако реальный импульс процессу придало появление в стране российской сети магазинов «Ёбидоёби», чей провокационный нейминг вызвал широкий общественный резонанс и подтолкнул власти к ускорению законодательных изменений.
Напомним, несколько месяцев назад в ряде крупных городов страны открылась доставка суши и роллов от этой компании. Правда, белорусских франчайзи сразу же вынудили сменить бренд. Поэтому в Беларуси появились «Ё суши и роллы». Однако в адресах интернет-ресурсов и белорусском меню остался фирменный нейминг от российской сети. Так, например, предлагаются сеты «Мамкiн пястун», «Сытая пыска», «Сю Ки», «Ма Сик» и т. д.
Это не нравится регуляторам. По их мнению, действия субъектов хозяйствования в данных случаях «направлены на привлечение внимания потребителей за счет провокации, но создают социальную напряженность, вызывают у граждан негативные эмоции, что также негативно сказывается на имидже предприятий торговли и общепита и подрывает доверие к работе отрасли в целом».
Сельская торговля под контролем: в Гродненской области выявлены грубые нарушения
Но госорганы с этим не могут ничего поделать в связи с неурегулированностью этого вопроса на законодательном уровне. В свое время в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли рассматривали вопрос этичности наименования одного из объекта эвфемизмом, когда ненормативная лексика вуалируется под фантазийное слово, однако бранный смысл при этом не теряется. Размещение вывесок с таким наименованием прекращалось только на основании законодательства о рекламе, поскольку использование «аморальных» слов на шильдах (то есть на средствах наружной рекламы) было признано неэтичным. Но в целом такой нейминг мог сохраняться (например, внутри объекта или на сайте в качестве обязательной информации) и для запрета не было правовых оснований. Сейчас, судя по всему, они появятся.
Как стало известно Office Life, в Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания планируется внести изменения, которые не допускают использование в наименовании (придуманном названии) объектов торговли и общепита, продукции и услуг слов (группы слов), «нарушающих общепринятые нормы морали и нравственности, в том числе ненормативную лексику».
Надо сказать, что одной только историей с доставкой суши тема не ограничивается. Ранее граждане жаловались на продажу продукции или услуг, в наименовании которых делался акцент на сексуальную тематику, криминальный жаргон и политический контекст.