Belavia – национальный авиаперевозчик, монополист. Хвалить есть за что: самолеты свежие, летают безопасно, вовремя.
Но и претензии у пассажиров накопились: дорогие билеты и скудное бортовое питание. Белорусы, чтобы сэкономить, часто летают из России, а не из Минска. Или вообще выбирают более сложные по логистике варианты. Tochka.by задала не очень удобные вопросы Игорю Чергинцу, генеральному директору Belavia.
Новые маршруты
По известным причинам Belavia больше не летает в Западную Европу. Нынешние маршруты – Россия, Средняя Азия, Ближний Восток. И с недавних пор – Индия. Всего в 10 стран.
Новейший маршрут Гомель – Москва появился 29 октября.
Belavia активно развивает чартерные рейсы. Белорусские самолеты и так исправно летают на курорты Турции и Египта. В 2024 году чартеров станет больше: с 23 января – из Гомеля в Шарм-эш-Шейх, с 7 февраля – из Витебска в Шарм-эш-Шейх и с 15 мая – из Гомеля в Анталью.
Руководство авиакомпании также надеется запустить чартер в Катар. Для этого уже было все готово, но в последний момент дали отмену, не с нашей стороны.
Почему дорогие билеты
Никто не ждет от Belavia ценника как у лоукостера. Но билеты ощутимо, порой в разы дороже, чем у российских авиакомпаний. Особенно выросли в цене чартеры. Поинтересовались, с чем это связано.
«Ковид, санкции. И, несмотря на это, все последние годы, кроме одного, мы работаем с прибылью. При этом не получаем никаких государственных субсидий», – объясняет Игорь Чергинец.
Все рейсы для Belavia – зарубежные. Только с начала года аэронавигационное обслуживание по территории России, по словам гендиректора, выросло в цене на 63%, аэропортовые услуги в нашей стране – на целых 250%. Возросли также расходы на содержание флота в летном состоянии – санкции давят.
И недавно – еще один удар. Belavia перешла с платформы Sabre на новую систему бронирования авиабилетов Leonardo.
«Пару дней работали без сна, но перенесли бронирование билетов без сбоев», – продолжает Игорь Чергинец.
При «переезде» временно перестали работать дополнительные услуги: выбор места, бронирование проживания и экскурсий. Все уже восстановили.
Belavia, несмотря на трудности, развивается. Улучшает сервис. Появятся развлечения на борту – на локальный сервер загрузят фильмы, аудиокниги, в электронном виде газеты и журналы. Весь этот контент можно будет скачать по Wi-Fi. Летать однозначно станет веселее.
Почему мало кормят
А еще веселее лететь и что-то жевать. Читатели Tochka.by не раз жаловались на скромные порции бортового питания у Belavia. По их словам, еда на рейсах перевозчика никогда не была на уровне лучших мировых компаний, а в последнее время все стало «еще скромнее».
«Питание на рейсах постоянно меняется. Сегодня – бутерброд, а завтра – горячее в меню», – парирует Чергинец.
Кому нужно плотнее поесть в полете, тот может заранее забронировать дополнительное питание. Разумеется, за доплату.
Закупят новые самолеты
Снова о хорошем. Летает Belavia на свежих самолетах. Всего – 13 бортов, их средний возраст – 11 лет. Это хороший показатель, даже при интенсивном коммерческом использовании техника сохраняет летную годность до 35 лет.
Belavia планирует обновлять свой парк. Закупит новые самолеты российского производства: МС-21 и Sukhoi Superjet New. Правда, когда это произойдет, сказать пока сложно.
Конкуренты наступают
Только конкуренция сможет снизить ценник на билеты. Российские авиакомпании уже заходят в наше воздушное пространство. Так, лоукостер «Победа» уже летает из Минска в Санкт-Петербург и Москву. Скоро ежедневно начнет курсировать рейс из Гомеля в Москву.
Разрешение на полеты также выдали еще одному российскому авиаперевозчику – Red Wings. Регулярные рейсы раз в неделю будут выполняться из Минска в Самару. Новый маршрут стартует 18 ноября.