Проститутки, партизаны и скрипач. В день 100-летия вспоминаем лучшие картины «Беларусьфильма»

Отечественная киноиндустрия за 100 лет выпустила немало картин, которыми можно гордиться. Это художественные, документальные и анимационные фильмы. Среди них – множество лент, которые хочется пересматривать.

АфишаВ странеОбщество
Поделись с друзьями

История киностудии «Беларусьфильм» началась ровно 100 лет назад, 17 декабря 1924 года, когда было принято решение об организации в республике собственного кинопроизводства.

В день 100-летия

Здание Белгоскино, где тогда творилось чудо, располагалось в районе пересечения улиц Карла Маркса и Ленина. До наших дней оно не сохранилось. Теперь же национальная киностудия находится на проспекте Независимости, возле станции метро «Московская».

Изначально в Беларуси снимали кинохронику, мультипликационные и документальные фильмы. Затем наладили производство художественных картин.

В честь векового юбилея киностудии портал Tochka.by решил напомнить о некоторых лентах, снятых в Беларуси, а заодно разобраться, почему студию негласно называли «Партизанфильм».

С чего начиналось белорусское кино

Первой игровой картиной считается «Лесная быль». Она была снята в 1926 году режиссером Юрием Таричем и посвящена борьбе белорусов с польскими оккупантами.

Но некоторые пальму первенства отдают фильму «Проститутка» Осипа Фрелиха, который рассказывал о жизни московских путан. Картина снималась одновременно с «Лесной былью» и была закончена раньше, но премьера состоялась чуть позже.

В основу немого черно-белого кино Тарича легла повесть Михася Чарота «Свинопас». На экране мелькают титры, из которых понятно, что действия в картине разворачиваются в 1920 году.

Некоторые надписи забавные: «Жаолобно стонут сосны…», «В чащу леса прячутся люди», «По деревням и дорогам рискали патрули», «Левон, пански пастух».

Натурные съемки велись в бывшем имении графа Чапского в Прилуках и на улицах Минска: у Александровского сквера и в Верхнем городе.

Удивительный факт, но руководителей Минского военно-революционного комитета в «Лесной были» сыграли Александр Червяков, Иосиф Адамович и Вильгельм Кнорин, которые на самом деле возглавляли комитет.

Это примерно то же самое, если бы в художественном фильме про Ленина роль вождя мирового пролетариата сыграл Владимир Ульянов.

Премьерный показ состоялся 26 декабря 1926 года в кинотеатре «Культура». Он открылся в здании бывшей синагоги (сейчас здесь располагается Национальный академический драматический театр имени Максима Горького).

Пригласили жителей окрестных деревень, которые играли в массовых сценах. Чтобы попасть на сеанс, люди выстраивались в длинные очереди. Кино тогда в принципе было дивом дивным, а тут еще и показали то, что совсем недавно происходило на белорусской земле.

Дальнейшая судьба картины и ее героев драматичная. Александр Червяков, Иосиф Адамович, Вильгельм Кнорин и Михась Чарот были объявлены врагами народа. Двое первых застрелились, Кнорина и Чарота расстреляли.

Фильм отредактировали, вырезав «ненужных» персонажей, и положили на полку.

Как спасали дочь батьки Панаса

После окончания Великой Отечественной военная тема на многие годы стала основной для киностудии. Неслучайно за ней закрепилось народное название «Партизанфильм».

Из этого разряда, к примеру картина «Девочка ищет отца», снятая в 1959 году Львом Голубом.

Фильм о том, как лесник и его внук Янка спасают четырехлетнюю дочку командира партизанского отряда батьки Панаса. Ее ищут фашисты, чтобы взять в заложники.

Некоторые сцены снимали в павильонах киностудии, натурные – в Мозыре и его окрестностях, привлекая для съемок местных жителей.

За год картину посмотрело около 35 млн человек. После выхода и фестивальных показов ее закупило более 80 стран.

Исполнительнице главной роли Ане Каменковой вручили специальный приз за лучшую детскую роль на международном фестивале в аргентинском городе Мар‑дель‑Плата.

Владимир Высоцкий и «Беларусьфильм»

Картину о поколении, на детство которого пришлась война, снял режиссер Виктор Туров по сценарию Геннадия Шпаликова. Фильм «Я родом из детства» вышел на экраны в декабре 1966 года.

Действия разворачиваются на освобожденной от фашистов территории где-то на западе Беларуси. Война близится к концу, люди начинают задумываться о своем будущем. Все это показано глазами двух друзей – Женьки и Игоря.

В основном съемки проходили в Гродно. Благодаря этому можно рассмотреть, как выглядел город, его улицы и дворы в то время. Есть в кадре Минск, Бобруйск, Ружаны, Слоним, Смоленск и Ялта.

«Я родом из детства» – это первая большая работа Владимира Высоцкого на экране. Он играет вернувшегося с фронта Володю – капитана, который горел в танке, потом полгода лежал в госпитале и боялся посмотреться в зеркало.

В картине звучат песни Высоцкого: «Братские могилы» в исполнении Марка Бернеса, «В холода, в холода», фрагменты «Песни о звездах» и «Высоты».

После съемок между Виктором Туровым и Владимиром Высоцким завязалась настоящая дружба. Они часто встречались, путешествовали, проводили время в компаниях.

Белорусский режиссер вспоминал, что его дом в Минске стал местом притяжения для Высокого и его супруги Марины Влади, освоивших путешествия на автомобиле: «Минск был для Володи не только собственно городом, который он по-настоящему любил, но и своеобразным транзитным пунктом по дороге из Москвы в Париж и обратно».

Одну из ролей в фильме сыграла Нина Ургант. Она признавалась, что фильмы о войне давались ей тяжело: от воспоминаний о том, что пришлось пережить в детстве, ее буквально душили слезы.

Как музыка помогала бороться с захватчиками

Режиссер Лев Голуб в 1971 году снял «Полонез Огинского». Картина рассказывает о мальчике-сироте, который скитался по белорусским деревням и в поисках пропитания играл на скрипке.

Василек затем попал к партизанам и стал помогать им. Он отвлекал фашистов, а в это время действовали народные мстители.

Но однажды оккупанты схватили мальчишку и его старшего товарища Максима, которому устроили пытки, заставляя Василька на это смотреть.

Действия разворачиваются в костеле, где органистом служит поляк Франек. Он учит Василька играть «Полонез Огинского» («Прощание с Родиной»), а потом помогает партизанам спасти Максима и мальчика.

Заканчивается фильм сценой выступления молодого советского скрипача Василия Микулича на международном музыкальном конкурсе в Польше. В сопровождении оркестра он играет тот самый полонез. Среди слушателей – «дядя Франек».

Фильм снимали в Ленинграде, Риге, а также в Гродно, Зельве, Дятлово, Слониме и Волковыске. В нем сыграли знаменитые белорусские актеры Геннадий Гарбук и Галина Макарова из Купаловского театра.

«Полонез Огинскогого» получил множество премий и призов. Исполнителю главной роли Илье Цуккеру однажды даже вручили мяч с автографами Льва Яшина и других известных советских футболистов.

Как снимали «Альпийскую балладу»

Среди фильмов о войне выделим также «Альпийскую балладу», снятую в 1965 году режиссером Борисом Степановым по одноименной повести Василя Быкова.

Эта картина о трогательной любви белорусского солдата Ивана и итальянки Джулии, которые бегут из концлагеря.

Несколько дней и ночей они проводят в Альпах, спасаясь от преследования, но фашисты все же выслеживают их. Иван спасает Джулию, а сам погибает.

Фильм заканчивается обращением Джулии к родным Ивана. Она признается, что содрогается от мысли, что могла пройти в жизни где-то близко от него и не встретиться с ним.

«Память о нем помогает мне воспитывать моего сына Джованни», – говорит Джулия и благодарит земляков за Ивана.

Главные роли в фильме сыграли Станислав Любшин и Любовь Румянцева. Съемки проходили в павильонах «Беларусьфильма», а также в Калининграде и горах Карачаево-Черкесии.

Право на постановку пытались выкупить итальянцы, но советское кинематографическое руководство отказало.

«Альпийская баллада» была удостоена призов нескольких международных кинофестивалей. В 2003 году фильм участвовал в ретроспективном показе в Каннах.

Последний фильм Элема Климова

Еще одна особо значимая лента в истории белорусского кинематографа – «Иди и смотри», снятая режиссером Элемом Климовым.

В основу сценария легли произведения Алеся Адамовича «Хатынская повесть», «Партизаны», «Каратели» и документальная книга «Я из огненной деревни», написанная в соавторстве с Янкой Брылем и Владимиром Колесником.

Запуск фильма в совместное производство студиями «Беларусьфильм» и «Мосфильм» планировался еще в 1977 году. Однако сценарий не одобрили. Руководству Госкино он показался слишком пугающим.

Элем Климов пытался отстаивать свою точку зрения, упирая на то, что об ужасах войны нужно рассказывать именно так: предельно жестко и откровенно. Однако уговорить начальство не удалось. К проекту вернулись лишь через семь лет.

Работу Климова поддержал первый секретарь Компартии Беларуси Петр Машеров, который сам партизанил во время войны, но болезнь и длительное лечение не позволили Петру Мироновичу целиком погрузиться в съемочный процесс.

Съемки проходили в Березинском заповеднике. Режиссер набирал в основном непрофессиональных актеров. Ему хотелось, чтобы люди, которые сами пережили войну, не играли, а передали то, что выпало на их долю.

Об одном из самых жутких эпизодов – сцене сжигания людей в амбаре – рассказал затем второй режиссер фильма Владимир Поночевный. Жителей окрестных деревень попросили плотно набиться в амбар, а потом плакать, кричать, звать на помощь и проклинать карателей.

«Вой стоял такой, что становилось действительно страшно. Люди выходили в слезах. Им было непросто заново все это переживать. Непросто было и нам», – вспоминал Поночевный.

Откуда брал силы Элем Климов, вообще непонятно. Коллеги поделились, что после окончания съемок режиссер был полностью опустошен. Больше кино он не снимал.

Премьера картины состоялась летом 1985 года на Московском международном кинофестивале, где была удостоена «Золотого приза».

В последующие три года фильм показали в 11 странах, преимущественно европейских, а также в Северной Америке и Азии. Во время киносеансов у кинотеатров часто дежурили кареты скорой помощи: фильм шокировал особо впечатлительных зрителей.

Вместо психологической драмы – боевик

Завершаем обзор фильмов на тему войны картиной Михаила Пташука по роману Владимира Богомолова «В августе 44-го».

Действия картины разворачиваются на освобожденной территории Беларуси и Литвы, где офицеры советской военной контрразведки Смерш (сокращение от «Смерть шпионам!») охотятся на хитроумных вражеских агентов.

Сюжет захватывающий, многослойный, держит зрителей в напряжении с первых кадров и до самого финала.

Все, кто имел дело с Владимиром Богомоловым, говорили, что он настолько трепетно относился к своим произведениям, что экранизировать их просто невозможно.

Так произошло и с первой попыткой снять кино по его роману «Момент истины» («В августе 44-го»). За работу в 1975 году взялся литовский режиссер Витаутас Жалакявичюс.

Однако во время съемок он разругался с Богомоловым, который посчитал, что Жалакявичюс слишком вольно трактует первоисточник. Картина долго лежала незавершенной, а потом была утрачена безвозвратно.

Михаилу Пташуку все же удалось уговорить Владимира Богомолова к написанию сценария.

Главные роли в картине сыграли Евгений Миронов, Владислав Галкин Юрий Колокольников, а также Александр Балуев, Алексей Петренко.

Писатель считал, что актеры были подобраны замечательно, но фильм… не получился. По его мнению, нужно было в гораздо большей степени передать психологию контрразведчиков, их мысли, переживания, чувства, а получился этакий приключенческий боевик.

Богомолов требовал переснять многие сцены, но, получив отказ, настоял на том, чтобы его фамилию вообще убрали из титров.

Премьера состоялась в мае 2001 года в Гродно и Слониме – городах, где проходили основные съемки.

Теперь эту картину регулярно показывают в день начала Великой Отечественной войны, День Победы или День Независимости Республики Беларусь.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.