Фарфор, который вот уже три столетия заказывают богатейшие дома Европы и мира, можно увидеть в Гродно на выставке «Мейсен – колыбель европейского фарфора», которая открылась в музее истории религии.
Первая в Европе фарфоровая мануфактура появилась благодаря страсти короля Саксонии Августа Сильного к фарфору. В Китае его рецепт знали давно и были фактически монополистами в этом деле. Но Август Сильный был буквально одержим идеей получения «белого золота». Сделали это алхимик Иоганн Бёттгер и ученый Эренфрид фон Чирнхаус. Поэтому уже с 1710 года начинается история знаменитой на весь мир мейсенской мануфактуры. А рецепт того самого фарфора все три столетия держится в строжайшем секрете, рассказывает корреспондент grodnonews.by.
Мейсенский фарфор – это уникальный элегантный стиль, детальнейшая проработка всех элементов, уникальная технология, которая спустя три столетия позволяет сохранить яркие краски. Куратор выставки, ведущий научный сотрудник Гродненского государственного музея истории религии Галина Хомко обращает наше внимание на скульптуру Геракла – как в ней проработан каждый мускул, как ювелирно вылеплено лицо, какое внимание уделено украшению статуэтки, одеждам героев.
– На выставке представлено более 60 предметов XVIII века – эпохи рококо и зенита славы мейсенской мануфактуры из коллекции минской галереи искусств «Предместье», – рассказывает Галина Хомко. – Большинство этих статуэток сделаны по моделям скульптора Иоганна Кендлера. Он считал, что из фарфора можно сделать все. И пока другие утверждали, что фарфор нужно расписывать, как это делают китайцы, Кендлер настаивал на том, что из нового для Европы материала нужно лепить. Благодаря ему на фабрике стали использовать пластический стиль, отражающий жизнерадостность и грацию героев.
И хотя в жизни пастухи, цветочники и садовники были не так изящны и роскошно одеты, здесь они – не иначе представители аристократии. Впрочем, это неудивительно. С одной стороны, веяние эпохи и общих тенденций в искусстве с любовью к пасторали, молодости и ее красоте. А еще Кендлер месяцами наблюдал за людьми, животными, искал жесты, позы, которые лучше всего подходили к его задумке и эпохе. Потому так пластичны руки, которые держат крошечные музыкальные инструменты, так изящны позы героев мифологии, так натуралистично выглядят пионы на крышечке чайника или чашки для горячего шоколада.
Были в истории мейсенского фарфора и своего рода казусы. Например, с луком. Это случилось в живописный период, до Кендлера. Когда художник под влиянием китайской традиции расписывал блюдо, он старался изобразить на нем традиционные для Востока цветы и растения. Но поскольку плохо знал, как они выглядят вживую, многие из цветов стали очень походить на европейские. А в диковинных гранатах люди увидели знакомый лук. Так до сих пор и называется эта характерная роспись кобальтом – синий лук. К слову, он стал одним из самых популярных в мире.
Необычная история у ваз, украшение которых называют «снежный ком». Эта иллюзия создается благодаря сотням крошечных объемных цветов калины, которые приклеивались на вазу или другое изделие. Первый такой сервиз был сделан для жены Августа II Жозефины.
Есть в экспозиции и вазы, которые буквально примирили две тенденции в работе с фарфором, объединив роспись с лепниной. На них – настоящие живописные полотна.
Все эти узоры, миниатюрные корзины с цветами и фруктами, прялку в руках одной из героинь, цветы на платьях, пряжки на туфлях, складки одежд, наклон головы, румянец на щеках, картины пасторальных идиллий можно рассматривать очень долго. И даже под лупой. Рецепт «белого золота» узнать это вряд ли поможет. Но вот получить эстетическое удовольствие и даже представить себя гостем в королевском замке или хотя бы кого-то из аристократии вполне можно.