Машины подорожают? В России повышают утильсбор

АвтоВ странеОбществоЭкономика
Поделись с друзьями

Правительство России хочет ввести систему поэтапного повышения ставок утильсбора на автомобили, автобусы и спецтехнику.

В России повышают утильсбор

До 2030 года коэффициенты к базовой ставке сбора на бензиновые легковые автомобили планируется увеличить примерно в два раза. А вот на электромобили и гибриды — почти в 36 раз: с нынешних 1,63 до 58,62, пишет officelife.media.

РОСТ РУБЛЕВЫХ ЦЕН НА 10% ЗА 5 ЛЕТ — ЭТО ОЧЕНЬ ЩАДЯЩИЙ РЕЖИМ

Не думаю, что Россия рискнет остаться в стороне от глобального тренда на электрификацию автомобильного рынка. Это было бы опрометчиво. Хотя, кстати, у них есть свой «конек» при выборе путей создания экологически чистых автомобилей. Я имею в виду огромные запасы дешевого природного газа, которые российские автопроизводители пока используют крайне незначительно в качестве источника энергии для движения автомобиля. Мы как-то подзабыли в последние годы о былой популярности автомобилей с газобаллонным оборудованием (ГБО).

Уверен, что рост ставок утильсбора на зеленые автомобили не означает отказа от развития этого рынка. Просто российское правительство пытается создать условия для развития своего производства EV-автомобилей, мотивации инвесторов, наработки собственных компетенций в отрасли.

Конечно, повышение ставок утилизационного сбора является проинфляционной мерой. Вопрос лишь, в какой степени автопроизводители и импортеры будут компенсировать потребителю повышение цены. Резервы у тех и других, как мне видится, есть. А вот появится ли желание — отдельный вопрос. Во многом это будет зависеть от уровня конкуренции в отрасли, баланса спроса и предложения на авторынке в ближайшие годы.

На мой взгляд, повышение ставок утилизационного сбора планируется в очень щадящем, если не сказать комфортном для импорта режиме. Повышение сбора для автомобилей с объемом двигателя от 1 до 2 литров на сумму около 300 тыс. российских рублей на фоне средней цены нового автомобиля около 3 млн означает удорожание за пятилетку всего на 10%.

РОССИЯ ХОЧЕТ ПОДДЕРЖАТЬ СВОЕ ПРОИЗВОДСТВО. КАК ПОЛУЧИТСЯ — ЭТО ДРУГОЙ ВОПРОС

Предположим, что какие-то новые легковые автомобили в этом сегменте чуть дешевле средней цены по рынку. Но все равно речь идет о подорожании на процент, сопоставимый с другими составляющими себестоимости. Например, с ростом логистических затрат. Такой рост утильсбора за пятилетку точно не является катастрофой для рынка новых легковых автомобилей.

Позволит ли повышение барьера для импорта воспользоваться «окном возможностей» местным автопроизводителям — это другой вопрос. Надеюсь, что да. Иначе потребитель зря заплатит из своего кармана дополнительные деньги для поддержки внутреннего производства.

Очевидно, что любое повышение цен на поставляемые из России в Беларусь легковые автомобили приводит при прочих равных к росту цен на внутреннем рынке нашей страны. Но здесь есть другой аспект.

ПРИМЕРНО ТАКОГО ЖЕ РОСТА СТАВОК УТИЛЬСБОРА СТОИТ ОЖИДАТЬ И В БЕЛАРУСИ

С учетом той информации, которая стала доступна СМИ, система повышения утильсбора направлена на защиту как российских, так и белорусских автопроизводителей. Это важно, поскольку означает, что Беларусь будет стремиться гармонизировать свое законодательство в этой сфере с российским. Так что, вероятно, нам следует ожидать примерно такого же роста ставок утильсбора на автомобили, ввозимые из-за пределов Евразийского союза. В том числе из Китая.

Сегодня часть автомобилей попадает на рынок России через Беларусь, и наоборот. Здесь тоже начала выстраиваться система защиты, но уже национальных интересов. Потому что каждая страна заинтересована получать утилизационный сбор от импорта в свой бюджет.

В Российской Федерации система доплаты разницы уплаченных в ином государстве ЕАЭС, в том числе в Беларуси, пошлин и налогов заработала с 1 апреля. В нашей стране пошли своим путем и ввели с конца июня систему доплат, эффективность которой, на мой взгляд, невелика. Тем не менее очевидно, что реэкспорту автомобилей из другой страны ЕАЭС в Беларуси будут не рады, а механизмы ограничения при необходимости можно будет со временем и подкорректировать.

Возвращаясь к вопросу о влиянии изменения ставок утильсбора на горизонте ближайших пяти лет на структуру отечественного авторынка, могу сказать, что это будет одним из факторов, снижающих долю импорта.

СЕРГЕЙ ВАРИВОДА
Председатель правления БАА, руководитель «Автоцентра на МКАД»

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.