В Старом замке Гродно показывают, как отдыхал король Баторий
Комната отдыха короля, или алебастровый зал, выполнен в лучших традициях эпохи Ренессанс, а посетители могут узнать, как отдыхали королевские особы в конце XVI века.
В Старом замке Гродно теперь работают все залы, которые планировали открыть во время первой очереди реконструкции замкового комплекса. Во время экскурсий здесь можно узнать, как проводил свободное время король Стефан Баторий, когда гостил в Гродно. Последний и самый богато украшенный зал был открыт для посетителей в минувшие выходные.
Чем удивляет экспозиция и о чем рассказывают экскурсоводы – в репортаже Sputnik.
Королевский отдых
Алебастровый зал – это комната отдыха короля Стефана Батория, которая находится на четвертом уровне построенной во время реконструкции башни под названием «каменица». Зал выполнен в лучших традициях эпохи Ренессанс и удивляет посетителей своей нарядностью и большим количеством лепнины и декора.
«Комната служила местом отдыха короля Стефана Батория. Она находится над королевской баней. После банных процедур король мог подняться сюда. Здесь он мог устраивать встречи с узким кругом друзей», – рассказала во время экскурсии по залу заведующая художественным отделом Гродненского историко-археологического музея Елена Русачек.
На вопрос о том, почему комната отдыха такая маленькая и здесь нет, например, мягких диванов для более комфортного расположения, она пояснила, что в те времена представления об отдыхе отличались от современных.
«Скорее, комната служила местом для созерцательного отдыха, а роспись на стенах и другой декор могли наводить на размышления, давать темы для философских бесед», – уточнила экскурсовод.
Алебастровый зал имеет относительно небольшие размеры, а из мебели здесь большой деревянный круглый стол с четырьмя массивными стульями, обитыми кожей, а также шкафчик и несколько скамеек, украшенных резьбой. Вся мебель – это копия предметов XVI века.
Лепнина и античные герои
Посетителям рассказывают, что свое название зал получил из-за большого количества лепнины и декора, который в эпоху Ренессанса изготавливали из алебастра. Их него были выполнены порталы и элементы камина, скульптуры и другие элементы. Сейчас этот материал заменили на песчаник.
Как поясняют экскурсоводы, самое раннее упоминание об Алебастровом зале Старого замка встречается в инвентаре 1650 года, там указывается его расположение – средняя башня, переделанная из готической въездной.
«В период позднего Ренессанса, когда король начал перестраивать Старый замок в Гродно, эстетическим идеалом было античное искусство. В лепном и живописном декоре можно видеть много античных героев и элементов», – отметила экскурсовод.
Сердце зала – массивный камин. В ту эпоху камины были призваны не только обогревать помещение, но и показывать статус его владельца. В алебастровом зале он занимает почти всю стену. А в каждый элемент декора вложен определенный смысл. Например, изображение человеческого лица из листьев аканта на портале – это оберег. Такие же изображения можно увидеть и на лепных розетках потолка. Центральным украшением камина служит массивная розетка с изображением трех когтей – это герб Стефана Батория. Розетку с гербом поддерживают с двух сторон скульптуры львов.
Остальное убранство Алебастрового зала не уступает по нарядности камину. Потолок украшают массивные розетки из лепнины и люстры ручной работы. Символическое значение реставраторы заложили и в роспись стен королевского зала, разделив их на два уровня. Верхний уровень – это божественный Олимп, нижний – виды старинного Гродно.
«Подняв глаза вверх, король всегда видел богов и античных героев, мог прочитать цитаты известных античных философов. Например, фраза над камином переводится так: «Гнев рождает ненависть, согласие питает любовь», на правой стене – «Управление собой – наивысшая власть», – отметила экскурсовод.
Увидеть Гродно конца XVI века
Нижний уровень росписи стен находится на уровне глаз посетителей. На каждой стене художники изобразили те улочки старинного Гродно, которые мог видеть Стефан Баторий, когда смотрел в окно. Эти изображения сделаны по мотивам старинных гравюр XVI-XVII веков.
Так, на одной стене изображена улица Замковая и рыночная площадь. Можно видеть городскую ратушу и Фару Витовта. На соседней стене изображена Коложская церковь в таком виде, как она могла выглядеть до обрушения одной из стен. На территории современного Нового замка находились невысокие постройки, рядом – мост через Неман.
По углам алебастрового зала размещаются бюсты, которые могли напоминать королю о его победах и храбрости. Это Юлий Цезарь, богиня Победы Ника, римский император Адриан.
Открытый в Старом замке зал – не точная копия интерьеров замкового комплекса, а стилизация в духе ренессанс. Над его созданием работали сотрудники «Белреставрации». Открытие алебастрового зала завершило первый этап реконструкции Старого замка, который начался в 2017 году.
Первая очередь включала восстановление галереи от дворца к входной браме, восстановление самой брамы, строительство стены над Неманом до Средней башни, мерной избы, самой Средней башни и примыкающей к ней каменицы.
Вторая очередь реконструкции будет включать работы по восстановлению дворца Старого замка. Строительные работы еще не начались, идет утверждение проекта.