Какое-нибудь шедевральное кино зачастую обрастает подробностями о его создании. Например, со временем становится известно, как на ту или иную роль пробовались другие актеры. И это кажется странным, когда зритель видит, насколько органично артист влился в роль.
Зачастую режиссерам достаточно собрать под одной творческой крышей плеяду ярких актеров, которые умеют играть до конца. После этого можно просто не вмешиваться в процесс.
Портал Tochka.by вспоминает наиболее яркие моменты импровизаций в советском кино, сделавших его еще более запоминающимся.
«Ирония судьбы, или С легким паром!»
Это не только новогодняя классика, но и пример максимально оправданных импровизаций. Фраза: «Какая гадость эта ваша заливная рыба» – реально описывала блюдо не очень хорошего качества.
А сцена в душе и знаменитое «тепленькая пошла!» стало реакцией Юрия Яковлева (Ипполита) на появление горячей воды в павильоне «Мосфильма», где воссоздали соответствующий интерьер.
«Служебный роман»
Великая заслуга Эльдара Рязанова – готовность не «мешать» актерам, которых он приглашает на роли.
«Служебный роман» – один большой шедевр, состоящий из отдельных шедевриков. Яркая сцена романтического ужина Новосельцева (Андрей Мягков) с Людмилой Прокофьевной (Алиса Фрейндлих) – это импровизация талантливых артистов.
Не был прописан на бумаге и эпизод, когда Новосельцев в одном из дублей внезапно подхватил секретаршу Верочку (Лия Ахеджакова), чтобы защититься от разъяренной начальницы.
Актриса вскрикнула вполне натурально и словами проговорила реальные чувства. Такие неподдельные эмоции справедливо решили оставить.
«Бриллиантовая рука»
Андрея Миронова называли гением экспромта. И этот фильм стал очередным тому подтверждением. Исполняя песню на корабле, он гримасничал не по сценарию, но режиссер признал, что это добавило эпизоду колорит.
Ему же принадлежит ушедшая частями в народ фраза: «Леди, сеньора, фрау, мисс, к сожалению, ничего не выйдет! Руссо туристо! Облико морале! Ферштейн?»
В одном из дублей актер настолько эффектно откинул челку со лба, что этот жест стал фирменным и добавил комизма в соответствующих эпизодах.
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
Фильмы Леонида Гайдая – отдельная история в советском кинематографе. Он, как и многие режиссеры, доверял актерам-любимчикам. И они сполна отвечали ему за это непредсказуемой игрой.
Много импровизировал во время съемок привыкший к этому в цирке Юрий Никулин. В моменте ограбления склада он должен был испугаться скелета, но решил украсить эпизод, засунув палец в челюсть.
Ну и сцена «ранения» Балбеса после битвы на шпагах с Шуриком – тоже плод его инициативы.
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
Это еще один неиссякаемый источник крылатых выражений. Сцену, где Трус (Георгий Вицин), делая глоток пива, говорит: «Жить, как говорится, хорошо!» – Балбес (Юрий Никулин) дополнил репликой, которой по плану не было: «А хорошо жить – еще лучше!»
Дядя Джабраил (Фрунзик Мкртчян) реально не расслышал просьбу товарища Саахова: «Шляпу сними». Этой фразы не было в сценарии. Владимир Этуш решил украсить эпизод, чем вызвал неподдельную реакцию напарника.
Дал волю своим идеям на съемках и Георгий Вицин (Трус). Чего стоит только фраза: «Чей туфля? Ой, мое. Спасибо». Он же придумал и знаменитые конвульсии на дороге между Балбесом и Бывалым, и испуг от платка, который уронила убегающая Нина.
«Мимино»
Максимально ярко проявил себя Фрунзик Мкртчян в фильме «Мимино». Его находки: «Я вам один умный вещь скажу, но только вы не обижайтесь», «Я так хохотался!», «Ты и она – не две пары в сапоге».
А показания в зале суда – отдельная «песня».
Практически все реплики актер придумывал на ходу. Именно живые реакции сделали это кино по-настоящему народным.
«Джентльмены удачи»
В этом случае большинство сразу вспоминает сцену с зарядкой на морозе. Савелий Крамаров очень не хотел сниматься на холоде и решил подбить коллег-актеров на бойкот.
Но Раднэр Муратов (Василий Алибабаевич) отказался в этом участвовать. И Крамаров ему «отомстил» во время съемок, когда неожиданно начал натирать его снегом.
К этому действу подключился Георгий Вицин, охладив пыл «Косого». Поэтому сцена выглядит столь искренней – в итоге получился культовый момент.
«Большая перемена»
В этом фильме не на шутку разыгрался Евгений Леонов. Он действительно шлепнул «дочку» по пятой точке, хотя в сценарии такого не было. Также актер настоял на сцене с вечерним разговором на кухне и продвинул идею забраться в класс через окно.
Александр Збруев уговорил режиссера оставить ему замшевую куртку. Казалось бы, рабочие на завод так не ходят. Но герой в привычном советском и заводском антураже выглядел не таким, как все. Очевидное отличие от других, помимо прочего, сделало образ Ганжи особенным.
«Любовь и голуби»
Этот фильм соткан из импровизаций. Например, дядя Митя (Сергей Юрский) и баба Шура (Наталья Тенякова) в реальной жизни были мужем и женой. А хорошие знания друг о друге не могли пропасть даром.
Едва ли не каждый их диалог рождался на ходу, и в итоге многое попало в конечный монтаж.
Досконально проработала свою героиню Людмила Гурченко и добавила оттенков не только в плане фраз. Ей принадлежит идея сделать Раису Захаровну разводчицей кактусов, о которые постоянно кололся Василий.
Она же принесла в кадр своего пса, что придало еще большей реалистичности образу. Ну и отдельное место занимают разговоры на курорте. Ставшей крылатой фразы: «Хрясь! И всё, что болело, – в мусорное ведро» – в сценарии не было.
К слову, сохранились рабочие материалы съемок.
И у зрителя есть возможность оценить процесс изнутри.