«Шляпу сними!». Вспоминаем импровизации, которые украсили советское кино

Советские фильмы неслучайно впоследствии разбирались на цитаты. Ведь многие из них рождались сами по себе, когда исполнители удачно отходили от сценария.

АфишаДосугОбщество
Поделись с друзьями

Какое-нибудь шедевральное кино зачастую обрастает подробностями о его создании. Например, со временем становится известно, как на ту или иную роль пробовались другие актеры. И это кажется странным, когда зритель видит, насколько органично артист влился в роль.

Вспоминаем импровизации

Зачастую режиссерам достаточно собрать под одной творческой крышей плеяду ярких актеров, которые умеют играть до конца. После этого можно просто не вмешиваться в процесс.

Портал Tochka.by вспоминает наиболее яркие моменты импровизаций в советском кино, сделавших его еще более запоминающимся.

«Ирония судьбы, или С легким паром!»

Это не только новогодняя классика, но и пример максимально оправданных импровизаций. Фраза: «Какая гадость эта ваша заливная рыба» – реально описывала блюдо не очень хорошего качества.

А сцена в душе и знаменитое «тепленькая пошла!» стало реакцией Юрия Яковлева (Ипполита) на появление горячей воды в павильоне «Мосфильма», где воссоздали соответствующий интерьер.

«Служебный роман»

Великая заслуга Эльдара Рязанова – готовность не «мешать» актерам, которых он приглашает на роли.

«Служебный роман» – один большой шедевр, состоящий из отдельных шедевриков. Яркая сцена романтического ужина Новосельцева (Андрей Мягков) с Людмилой Прокофьевной (Алиса Фрейндлих) – это импровизация талантливых артистов.

Не был прописан на бумаге и эпизод, когда Новосельцев в одном из дублей внезапно подхватил секретаршу Верочку (Лия Ахеджакова), чтобы защититься от разъяренной начальницы.

Актриса вскрикнула вполне натурально и словами проговорила реальные чувства. Такие неподдельные эмоции справедливо решили оставить.

«Бриллиантовая рука»

Андрея Миронова называли гением экспромта. И этот фильм стал очередным тому подтверждением. Исполняя песню на корабле, он гримасничал не по сценарию, но режиссер признал, что это добавило эпизоду колорит.

Ему же принадлежит ушедшая частями в народ фраза: «Леди, сеньора, фрау, мисс, к сожалению, ничего не выйдет! Руссо туристо! Облико морале! Ферштейн?»

В одном из дублей актер настолько эффектно откинул челку со лба, что этот жест стал фирменным и добавил комизма в соответствующих эпизодах.

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

Фильмы Леонида Гайдая – отдельная история в советском кинематографе. Он, как и многие режиссеры, доверял актерам-любимчикам. И они сполна отвечали ему за это непредсказуемой игрой.

Много импровизировал во время съемок привыкший к этому в цирке Юрий Никулин. В моменте ограбления склада он должен был испугаться скелета, но решил украсить эпизод, засунув палец в челюсть.

Ну и сцена «ранения» Балбеса после битвы на шпагах с Шуриком – тоже плод его инициативы.

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»

Это еще один неиссякаемый источник крылатых выражений. Сцену, где Трус (Георгий Вицин), делая глоток пива, говорит: «Жить, как говорится, хорошо!» – Балбес (Юрий Никулин) дополнил репликой, которой по плану не было: «А хорошо жить – еще лучше!»

Дядя Джабраил (Фрунзик Мкртчян) реально не расслышал просьбу товарища Саахова: «Шляпу сними». Этой фразы не было в сценарии. Владимир Этуш решил украсить эпизод, чем вызвал неподдельную реакцию напарника.

Дал волю своим идеям на съемках и Георгий Вицин (Трус). Чего стоит только фраза: «Чей туфля? Ой, мое. Спасибо». Он же придумал и знаменитые конвульсии на дороге между Балбесом и Бывалым, и испуг от платка, который уронила убегающая Нина.

«Мимино»

Максимально ярко проявил себя Фрунзик Мкртчян в фильме «Мимино». Его находки: «Я вам один умный вещь скажу, но только вы не обижайтесь», «Я так хохотался!», «Ты и она – не две пары в сапоге».

А показания в зале суда – отдельная «песня».

Практически все реплики актер придумывал на ходу. Именно живые реакции сделали это кино по-настоящему народным.

«Джентльмены удачи»

В этом случае большинство сразу вспоминает сцену с зарядкой на морозе. Савелий Крамаров очень не хотел сниматься на холоде и решил подбить коллег-актеров на бойкот.

Но Раднэр Муратов (Василий Алибабаевич) отказался в этом участвовать. И Крамаров ему «отомстил» во время съемок, когда неожиданно начал натирать его снегом.

К этому действу подключился Георгий Вицин, охладив пыл «Косого». Поэтому сцена выглядит столь искренней – в итоге получился культовый момент.

«Большая перемена»

В этом фильме не на шутку разыгрался Евгений Леонов. Он действительно шлепнул «дочку» по пятой точке, хотя в сценарии такого не было. Также актер настоял на сцене с вечерним разговором на кухне и продвинул идею забраться в класс через окно.

Александр Збруев уговорил режиссера оставить ему замшевую куртку. Казалось бы, рабочие на завод так не ходят. Но герой в привычном советском и заводском антураже выглядел не таким, как все. Очевидное отличие от других, помимо прочего, сделало образ Ганжи особенным.

«Любовь и голуби»

Этот фильм соткан из импровизаций. Например, дядя Митя (Сергей Юрский) и баба Шура (Наталья Тенякова) в реальной жизни были мужем и женой. А хорошие знания друг о друге не могли пропасть даром.

Едва ли не каждый их диалог рождался на ходу, и в итоге многое попало в конечный монтаж.

Досконально проработала свою героиню Людмила Гурченко и добавила оттенков не только в плане фраз. Ей принадлежит идея сделать Раису Захаровну разводчицей кактусов, о которые постоянно кололся Василий.

Она же принесла в кадр своего пса, что придало еще большей реалистичности образу. Ну и отдельное место занимают разговоры на курорте. Ставшей крылатой фразы: «Хрясь! И всё, что болело, – в мусорное ведро» – в сценарии не было.

К слову, сохранились рабочие материалы съемок.

И у зрителя есть возможность оценить процесс изнутри.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля