Недавно «Белпочта» объявила о начале стратегического партнёрства с крупнейшим онлайн-ритейлером Wildberries. В рамках сотрудничества на базе почтовых отделений открываются пункты выдачи заказов (ПВЗ).
Первые ПВЗ уже заработали в разных городах Беларуси, а в ближайшие месяцы сеть будет активно расширяться — чтобы сделать получение заказов ещё удобнее для жителей по всей стране.
Узнали у владельцев частных пунктов выдачи заказов, как это сотрудничество может отразиться на их бизнесе.
«Частные пункты останутся важным звеном в логистике»
Олег Леонов, владелец двух ППВЗ WB и четырех АПВЗ Ozon.
Сотрудничество Wildberries с «Белпочтой» вызывает у него смешанные чувства.
«С одной стороны, это может расширить возможности доставки, особенно в малых городах и сельской местности, где частные пункты выдачи заказов отсутствуют. Однако есть серьезные сомнения в том, что это партнерство кардинально изменит рынок или вытеснит частников», – говорит он.
Мужчина напоминает, что «Белпочта» уже сотрудничает с Ozon, но это не привело к закрытию ПВЗ. Напротив, Ozon продолжает работать с частниками, отдавая им предпочтение там, где это возможно. Это говорит о том, что частные пункты остаются важным звеном в логистике.
««Белпочта» – госучреждение. Оно часто оказывается неповоротливым и не всегда обеспечивает высокое качество услуг. Частные ПВЗ, напротив, более гибкие, готовы к изменениям и лучше адаптируются к требованиям рынка. Они могут работать там, где крупные компании не видят выгоды», – считает он.
Есть у Олега сомнения по поводу экономической целесообразности проекта. Он не верит, что «Белпочта» будет работать за копейки. Говорит, что государственные структуры редко идут на значительные уступки в ценообразовании, поэтому говорить о существенном снижении затрат для Wildberries преждевременно.
«Так что пока неизвестно, в каком формате будет выстроено сотрудничество Wildberries и «Белпочты». Если оно будет аналогично опыту Ozon, то серьезных изменений не произойдет. Частные ПВЗ продолжат играть ключевую роль, особенно в условиях нестабильности и постоянных изменений со стороны WB. Однако в малых городах «Белпочта» может временно вытеснить частников, хотя ее способность обеспечить такой же уровень сервиса остается под вопросом», – резюмирует собеседник.
«Сотрудничество с «Белпочтой» – логичный шаг для Wildberries»
Андрей Владимиров, владелец трех пунктов выдачи WB.
Новость о том, что Wildberries начинает сотрудничать с «Белпочтой», его не удивила. Он считает, что это упростит доставку в малые населенные пункты, например в деревни, где есть только почта и один магазин.
Вспоминает, что аналогичный опыт уже есть у Ozon: их заказы тоже приходят на «Белпочту», но там нельзя проверить товар перед получением, нет примерочных – просто забираешь посылку.
Говорит, обычно такой услугой пользуются те, кто заказывает товары из Китая. Они идут напрямую на почту, минуя ПВЗ. Скорее всего, Wildberries пойдет тем же путем: зарубежные поставщики будут отправлять штучные заказы через «Белпочту». Поэтому считает, что серьезного влияния на партнеров это не окажет.
«У меня три пункта выдачи: два работают на старых условиях с фиксированным процентом, а один – на новом дифференцированном тарифе. Последний практически не приносит дохода: то копейки, то вообще ноль. Запросы о повышении тарифа отклоняют – отвечают, что «тариф соответствует»», – говорит Андрей.
Из-за такой политики развитие в этом направлении теряет смысл, считает он. Объясняет: чем больше объем, тем ниже тариф – получается, работаешь вхолостую. Даже если удачно выбрал локацию и нарастил обороты, Wildberries снижает ставку. В итоге приходится нанимать больше сотрудников, но их зарплаты не окупаются. Проще работать с умеренным объемом и не расширяться.
«Что касается диалога с Wildberries, то у нас есть общий чат, где предприниматели обсуждают проблемы с тарифами. Кому-то их повышают, кому-то нет. Нам удалось добиться встречи с руководством WB по направлению ПВЗ – они выслушали наши боли, но реальных изменений нет. Ответ стандартный: «Мы работаем над этим», а по факту все остается как было», – не рад собеседник.
Говорит, что сотрудничество с «Белпочтой» – логичный шаг для Wildberries, но для партнеров оно ничего не изменит. Главная проблема – негибкие тарифы, из-за которых развивать ПВЗ становится невыгодно. Пока Wildberries лишь создает видимость диалога, но по-настоящему проблемы не решает, добавляет Андрей.
«Ожидаем снижения выручки и потока клиентов»
Михаил Ткачев, владелец одного ППВЗ WB.
От коллаборации Wildberries и «Белпочты» он ожидает значительного снижения клиентопотока и оборотов на партнерских пунктах выдачи. Мужчина считает, что это приведет к сокращению персонала, так как содержать лишние кадры при уменьшении нагрузки будет невыгодно.
Для него финансовые последствия для партнерских пунктов очевидны: снижение выручки и даже закрытие убыточных точек. Продать такие пункты будет сложно из-за высокой конкуренции.
«Качество сервиса Wildberries, на мой взгляд, вряд ли изменится, поскольку маркетплейс мало контролирует работу пунктов выдачи. Однако если сотрудники «Белпочты» будут заниматься выдачей товаров, это может негативно отразиться на отзывах покупателей. Wildberries в основном штрафует партнеров за негативные оценки, но не вмешивается в их операционную деятельность», – говорит Михаил.
Что касается логистики, ее качество может ухудшиться, если «Белпочта» не возьмет на себя доставку, считает он. Однако если они согласуют этот момент, ситуация может улучшиться, особенно в черте города.
В целом сотрудничество Wildberries и «Белпочты» создаст дополнительные сложности для партнерских пунктов выдачи. Пока рано делать окончательные выводы, но готовиться к изменениям уже стоит, резюмирует собеседник.
Источник: Tochka.by