Начальник управления электронных платежных инструментов главного управления платежной системы и цифровых технологий Нацбанка Ольга Антонович рассказала, что изменится для пользователей в связи с изменениями в правила выполнения операций с платежным программным приложением и иными платежными инструментами.

Подробности приводит БЕЛТА.
Существует три вида платежных инструментов:
- Платежные программные приложения (интернет-банкинг, мобильный банкинг), они требуют открытия и ведения счетов, их создают банки;
- Платежные мобильные приложения. В отличие от предыдущего вида платежных инструментов их могут создавать не только банки;
- Платежный инструмент, обеспечивающий доступ к электронным деньгам. Это, например, приложение «Оплати».
Кстати, на сегодня у Нацбанка пока что нет полной информации о том, какие же виды платежных мобильных приложений присутствуют на рынке Беларуси. Предполагается, что по итогам первого полугодия 2025 года поставщики платежных услуг предоставят соответствующую информацию.
А вот что меняется. Определен порядок взаимодействия граждан и юридических лиц с банками по не санкционированным клиентами операциям, совершенным с использованием платежных инструментов. Клиентам теперь не надо обращаться к разным поставщикам платежных услуг для решения вопросов с такими подозрительными операциями. Прописали, что в таком случае нужно обращаться к эмитенту платежного инструмента, с которым заключен договор на оказание платежных услуг.
— В частности, если это интернет-банкинг, то клиент должен обратиться в банк. Если это платежное мобильное приложение, когда клиент его скачивает, ему предоставляется соответствующее соглашение. Клиент читает, соглашается, ставит «птичку». И если какая-то операция вызывает подозрение, клиент обращается к своему партнеру, с которым заключил это соглашение. Что касается приложения «Оплати», эмитентом электронных денег является Белинвестбанк.
Требование пользователя о признании операции неавторизованной оформляется заявлением в письменной форме в адрес эмитента платежного инструмента, с которым у пользователя заключен договор на оказание платежных услуг.
Еще одна новая норма касается подтверждения совершения операции с использованием платежного инструмента. Правилами установлено, что при успешном завершении операции пользователю может быть выдан чек на бумажном носителе или предоставлен чек в электронном виде, в том числе путем направления на электронную почту. Также может быть сформировано и отправлено уведомление об авторизации.
— Если чек не воспроизводится на бумажном носителе или воспроизводится только посредством вывода на экран периферийного оборудования, клиент может обратиться в банк, где открыт его счет, для получения информации по платежной операции. Банк эту информацию предоставляет, и в ней должны содержаться все данные, которые обычно фиксируются в чеке.
Кроме того, вводится норма о возможности перехода из платежного программного приложения банка (интернет-банкинг, мобильный банкинг) в программно-техническую инфраструктуру партнера банка (сайт, мобильное приложение либо иной электронный ресурс) для выбора и приобретения товаров, работ, услуг. Для этого в банке могут проводить аутентификацию клиентов — партнеров банка при условии достижения соглашения между банком и партнером.
— Таким образом, клиенты будут уведомлены, что они находятся не в платежном программном приложении банка, чтобы не было никаких вопросов или претензий к банку. Важно, чтобы клиенты понимали: договор на реализацию товаров, работ и услуг заключается с партнером банка, а не с банком. Банк просто является проводником к соответствующему электронному ресурсу партнера.
Источник: Blizko.by