«С неба посыпались вещи и останки тел». Подробности авиакатастрофы 1979 года, в которой разбились футболисты «Пахтакора»

CпортОбществоПроисшествия
Поделись с друзьями

В 1979 году о столкновении двух Ту-134, в одном из которых ташкентская футбольная команда «Пахтакор» летела в Минск, умалчивали до последнего. О подробностях страшной трагедии — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Подробности авиакатастрофы 1979 года

Лучший состав

В 13 часов 35 минут 38 секунд 11 августа 1979-го борт 65735 Ташкент — Гурьев — Донецк — Минск и лайнер 65816 Челябинск — Воронеж — Кишинёв столкнулись в небе над Днепропетровской областью на высоте 8 400 м. В двух самолетах находились 178 человек. В том, который летел из Ташкента на очередной матч Высшей лиги чемпионата СССР, в белорусскую столицу направлялись 17 членов команды ФК «Пахтакор»…

В 1979-м в узбекской дружине (ее название в переводе означает «хлопкороб») собрался лучший состав игроков за всю свою историю. Чемпионат того злополучного для них года клуб начал успешно, одержал несколько важных побед.

В поединке с грозным московским «Спартаком» сыграл вничью — 1:1.

В субботу, 11 августа 1979-го, 14 футболистов, второй тренер, врач и администратор команды прибыли в аэропорт Ташкента, чтобы отправиться на игру в Минск. Прогноз погоды указывал: в столице БССР холодно. Многие утеплились свитерами. Борт вылетел в 11:30. За 20 минут до него в Челябинске поднялся в воздух еще один Ту-134, взявший направление на Кишинёв.

Подробности авиакатастрофы 1979 года
Лидеры «Пахтакора» Владимир Фёдоров, Михаил Ан и Василис Хадзипанагис

В тот день в Харьковском центре единой системы организации воздушного движения дежурили диспетчеры: опытный Владимир Сумской и Николай Жуковский, имевший стаж менее трех месяцев. Руководил ими Сергей Сергеев. Стажеру Жуковскому поручили курировать трудный Юго-Западный сектор. Владимир должен был приглядывать за начинающим. Интенсивность полетов оказалась высокой. Ученик вычислил, что оба лайнера минуют определенную точку с разницей в несколько минут. Самолеты неслись навстречу друг другу на скорости около 800 км/ч. За 4 минуты до столкновения, проверив расчет молодого коллеги, Сумской увидел в нем ошибку.

Разрыв сердца

В то же мгновение Сумской дал команду экипажу одного из лайнеров: немедленно набрать высоту 9 500 м. Услышал утвердительный ответ. Прошла еще минута, когда Владимир осознал: ответ «принято» он получил с третьего борта — Ил-62, находившегося неподалеку. Два Ту-134 продолжали сближаться. Из-за облачности экипажи не могли видеть друг друга. В последние секунды те попытались разминуться. Крыло самолета, летевшего в столицу БССР, разрубило несколько первых рядов пассажирского салона и верхнюю часть кабины пилотов, направлявших крылатую машину в Кишинёв.

В деревне Куриловке Днепропетровской области в эти минуты жители сидели на улице за столами и отмечали свадьбу. Неожиданно с неба на селян посыпались останки человеческих тел, поврежденных чемоданов, одежды! Алая ковровая дорожка, которую стелили в проходе советских самолетов, повисла на высоковольтных проводах. Одна пожилая гостья торжества умерла от разрыва сердца. Несколько человек пострадали от падения мелких деталей самолетов. Благо крупные части фюзеляжей и двигатели рухнули северо-восточнее деревни.

Не всех жителей Куриловки шокировало случившееся. Не обошлось без мародерства. Западная одежда в чемоданах представляла ценность в те времена.

Подробности авиакатастрофы 1979 года
Тренер «Пахтакора» в сезоне 1979 года Олег Базилевич

Сборная клубов

Вдова полузащитника «Пахтакора» Владимира Макарова рассказывала, что в день трагедии к ней приехал сотрудник Госкомспорта Узбекистана. Он сообщил: команда получила тяжелое отравление в процессе приема пищи и находится в больнице. Предложил спецбортом полететь к супругу. Позже чиновник говорил, что дал подписку о неразглашении государственной тайны, потому ввел ее в заблуждение. Оказавшись в самолете и увидев родственников игроков «Пахтакора», женщина поняла, что произошла трагедия. Окончательную правду она и все остальные узнали только после прибытия в морг для опознания.

По стране поползли слухи: мол, высоту 10 тысяч м, которую мог занять один из лайнеров, держали для воздушного судна Брежнева, которое должно было доставить генсека в Крым. Судачили, что именно по этой причине столкнувшиеся самолеты не развели по разным эшелонам. Все домыслы возникали из-за замалчивания. Лишь через неделю после катастрофы на последней странице одного из спортивных изданий сухо сообщили о горе, а в ташкентской газете «Правда Востока» напечатали некролог. Футболистов хоронили в закрытых гробах 17 августа. Жители столицы Узбекистана вышли проводить любимцев в последний путь. Кто-то в толпе затянул песню «Огромное небо». Другие подхватили: «Летали, дружили в небесной дали, рукою до звезд дотянуться могли…».

К слову, некоторые члены команды родились в рубашке. Игрок Анатолий Могильный и массажист Анатолий Дворников опоздали к вылету по личным причинам. Старший тренер «Пахтакора» Олег Базилевич отправился в БССР на день раньше. Футболист Туляган Исаков не полетел из-за травмы.

1479761
Аэропорт в Ташкенте, 1979 год

Полузащитник Михаил Ан тоже оказался травмированным. Приехал проводить ребят, но, к своему несчастью, сел в самолет и решил поддержать их, так как свободными оставались места опоздавших.

В ту пору на внутренних рейсах паспорта никто не проверял. 18-летний нападающий из состава дублеров Сирожиддин Базаров мог оказаться в Минске на день раньше, однако по просьбе родного дяди, который за многие годы впервые прибыл в Ташкент, задержался и сел на роковой рейс.

Разбирательства с виновными длились девять месяцев. Руководитель смены Сергеев избежал ответственности.

Стажера Жуковского и диспетчера Сумского, курировавшего ученика, приговорили к 15 годам колонии общего режима (каждого). Последний за отличное поведение и добросовестное отношение к труду вышел через шесть лет. Жуковский за решеткой покончил с собой. По другой версии, ему «помогли» заключенные из числа футбольных болельщиков.

9c9fa817efa9cdd6b5688dc7d0ec28c5
Минский динамовец Пётр Василевский

А «Пахтакор» стал своеобразной сборной клубов: в Ташкент направили игроков из 15 советских дружин. Из минского «Динамо» туда приехал нападающий Пётр Василевский. В регламент чемпионата СССР внесли поправку. Вне зависимости от результатов команду три года оставляли в Высшей лиге. Самое большое ее достижение в тот период — 6-е место в чемпионате СССР в 1982-м. Не у всех приезжих получилось успешно играть и тренироваться в 40-градусную жару, которая для столицы Узбекистана не редкость. Поэтому следующим этапом было воспитание нового поколения местных игроков.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.