Спрос на культовые советские мотоциклы последние годы всё растёт. На них обращают внимание как новички, желающие приобщиться к классике, так и опытные байкеры, которые захотели вспомнить юность. Среди бессменных хитов этого сегмента зачастую называют Jawa 350.
Журналисты Av.by решили своими глазами посмотреть, в каком состоянии на «вторичке» можно отыскать неплохо сохранившийся экземпляр. Для этого отправились в Чашники, где продают «Яву» за 1 500 долларов.
«Россияне берут не для езды, а для престижа — поставить в своём отеле или ресторане»
Прежде чем пообщаться с продавцом, поговорим о герое нашего материала — Jawa 350 выпуска 1980 года. Мотоцикл оборудован 350-кубовым четырёхтактным двигателем с двумя цилиндрами и цепным приводом. Пробег спорттуриста — 35 тысяч километров. Цена — 1 500 долларов. Как уточняет мужчина, естественно, с торгом.
— Сильно времени заниматься мотоциклом нет, потому что я больше увлекаюсь редкими автомобилями, — начинает диалог продавец. — Коллекция двухколёсной техники у меня для души — выехать периодически на природу, покататься по лесу или просёлочным дорогам с подрастающим сыном. Как только восстановление завершаю — не грех и продать байк. Пускай порадует кого-то ещё.
— Jawa 350 досталась в относительно неплохом состоянии, хотя приложить руку к ней всё-таки пришлось. Основная причина покупки этой «Явы» — двигатель. Он здесь выполнен полностью из оригинальных чешских запчастей, что является большой редкостью. Не «китайщина»! — продолжает мужчина. — Дорабатывал в первую очередь глушители выхлопной системы — родные были сильно помяты. Уделил внимание восстановлению парадного вида, в частности хромированным деталям.
Здесь сзади стояли чёрные амортизаторы, а я хотел, чтобы были хромированные, — пришлось их хорошенько поискать.
— Труднее всего найти запчасти, которые повреждаются чаще всего, — например, банки глушителя. То же самое можно сказать про оригинальные комплектующие для мотора. Непросто отыскать заводские покрышки — хотя бренд называется Jawa, резина ставилась всегда Mitas (Barum).
— Одни хотят больше хрома, другие — меньше. Я старался сделать так, чтобы мотоцикл хорошо смотрелся. При насыщенном цвете кузова блестящие хромированные детали выглядят шикарно. «Сидушку» перешивали за 100 долларов. В Беларуси есть человек, который ими занимается: даёшь ему старую оригинальную, а он тебе уже возвращает в идеальном состоянии.
— А кто вообще покупает «Явы» и интересуется ими? Любопытно узнать ваше мнение о характере спроса.
— В основном такие мотоциклы берут россияне, хотя у нас тоже формируется прослойка людей, которые и сейчас мечтают о той самой Jawa из юности или детства. Я часто мониторю объявления на av.by и добавляю в закладки варианты с ценой по 3—4 тысячи долларов. Удивительно, но через какое-то время они тоже продаются.
Насколько я знаю, нередко россияне берут «Яву» даже не для езды на ней, а для престижа — поставить на постамент в отеле или ресторане.
— По большей части покупатель аргументирует свой интерес тем, что был такой мотоцикл в юности — хочется вспомнить былые годы. Классика есть классика — подобных экземпляров в хорошем состоянии мало, да и восстановление под оригинал влетает в копеечку.
— А новички берут Jawa?
— Бывает и такое, но они обращают внимание на более простые и уставшие варианты за 300—500 долларов. По принципу «главное, чтобы мотоцикл ехал». Если человек приезжает, несмотря на высокий прайс, то и смотреть байк он будет дотошно. У данных покупателей ценится оригинальная компоновка. Для простоты понимания можно привести аналогию: поставь под капот «шестисотого» Mercedes-Benz трёхлитровый дизельный мотор — ни один фанат таким не заинтересуется.
— Знатоки смотрят на наличие всех замочков, закрывающийся руль, оригинальные ключи… К примеру, здесь вот нет замка на блокировку руля.
«За хорошую цену не продашь, если технику не переоформить»
— Когда «Ява» досмотрена, то это неприхотливый и надёжный мотоцикл. Обслуживай вовремя, меняй резину и тормозные колодки — пользуйся в своё удовольствие. Только топливо заливай… Некоторые берут её покататься для души, а другие гоняют на ней по лесу! Всё зависит от человека. К примеру, мне комфортнее на бездорожье выезжать на эндуро.
— Расход топлива у Jawa 350 небольшой — 5—6 литров на 100 километров. Для советского мотоцикла это нормально. «Днепр» или «Урал» уже не так щадят кошелёк владельца — они прожорливые.
— Ценятся почему-то больше шестивольтовые «Явы», которые едут мягко и плавно. Адекватная скорость у них около 115 км/ч. Такие чаще забирают, чем двенадцативольтовые. Те более спортивные и резвые.
— Новичку будет сложно выбрать идеальную Jawa 350, а специалист определит состояние по звуку работы двигателя. Бывает, что подсажены маслосъёмные кольца и поршни, когда мотор звенит на холостых оборотах. Плывут карбюраторы, глушители, манжеты (сальник звёздочки. — Прим. авт.). Байк может выглядеть красиво снаружи, но скрывать ворох проблем.
В остальном требования при покупке — как к любому другому мотоциклу: чтобы вилка держала амортизаторы и не «сопливила», мотор легко заводился да рама была целой.
— Неплохо обращать внимание на качество покраски «Явы». Кто восстанавливает мотоцикл со знанием дела, тот разбирает его до винтика: меняет все крепёжные болты, окрашивает каждый элемент по отдельности. Когда видите неравномерные мазки или напыление краски там, где её не должно быть, лучше задуматься, стоит ли покупать мотоцикл, особенно если цена на него высокая.
— Знающий человек сразу посмотрит на оптику. В этой Jawa 350 задний стоп-сигнал и головная фара оригинальные — с надписью: «Made in Czechoslovakia». Да, они с микротрещинками, зато заводские. Новые китайского производства будут придавать свежести, однако убьют антураж мотоцикла.
— В белорусской глубинке ещё много подобной техники, но с утерянными документами… Как решается этот вопрос?
— В основном по старинке. Наравне с хорошим состоянием очень ценится переоформляемость советских мотоциклов. Когда аппарат с пакетом документов и владелец может снять его с учёта — стоимость вырастает на несколько сотен долларов, а то и в разы. А так… За хорошую цену не продашь, если техника непереоформляемая.
Для меня важнее, чтобы были одинаковыми номера рамы и кузова, — тогда можно и техосмотр делать, и страховку. Плюс ко всему старые советские таблички смотрятся красиво на таком легендарном мотоцикле.