Продолжаем рассказывать про самую крутую сельскохозяйственную технику в Беларуси в нашем новом цикле репортажей «Техника с полей». На этот раз мы побывали в кабине мощнейшего немецкого кормоуборочного комбайна Krone Big X 1180 и пообщались с механизатором, которому доверили такой технологичный и, чего скрывать, очень дорогой агрегат, передаёт Автобизнес.
С Эдуардом, бренд-менеджером компании «Полымя Агро», встречаемся ранним утром. Впереди нас ждёт дальняя дорога — ехать надо аж под Гродно, в хозяйство имени В. И. Кремко.
Спустя три часа мы на месте. Шум и рёв моторов от курсирующей туда-сюда техники беспощадно разбивает последние остатки сна. Ведь когда кормоуборочный комбайн Krone Big X 1180 косит кукурузу, басовитый рокот 12-цилиндрового мотора слышен за десятки метров от машины. Да и самого исполина мы заприметили сразу — размер гиганта, надо сказать, впечатляет!
Подходим ближе. Механизатор, высунувшись из кабины, кричит: «Ну что стоите? Забирайтесь наверх!» Поднявшись повыше, окидываем поле удивлённым взглядом: ровные шеренги кукурузы (высота стеблей достигает 3,5 м), как зелёные солдатики, тянутся к самому горизонту.
— И как вы тут не плутаете среди этих высоких стеблей? — спрашиваем у водителя.
— Меня зовут Андрей, и мне очень повезло с комбайном! — с улыбкой отвечает мужчина и нажимает кнопку, которая поднимает лифт-кабину SilentSpace высоко над бушующим морем ещё зелёных стеблей и сочных жёлтых початков спелой кукурузы.
Механизатор проводит по 10—11 часов в день за рулём измельчителя — это очень сильно влияет на зрение. Водитель концентрирует свой взгляд на единственной картинке, которая стоит у него перед глазами на протяжении всей смены. На десятки километров вокруг ничего, кроме кукурузы. Но в кабине тихо и свежо. Тем более в Krone Big X она поднимается на 70 сантиметров, позволяя механизатору сидеть высоко и смотреть далеко. Это значительно снижает напряжение на глаза и положительно сказывается на уровне общей усталости человека.
— Сижу высоко! Так мне намного удобнее загружать технику при разгрузке. Кузов транспорта просматривается намного лучше, да и камера задняя у меня на трубе висит. Сами посмотрите, как всё хорошо видно! — говорит мужчина, указывая на дисплей.
Комбайн не спеша едет по полю, а механизатор, управляя джойстиком, изредка поворачивает головой, поглядывая за пределы кабины. Во время движения машина одновременно измельчает кукурузу и сгружает её прямо в прицеп трактора. Из-за этого в кабине стоит небольшой шум, однако он никак не мешает нашему диалогу.
— Говорят, дикие кабаны зачастую прячутся в кукурузе. Сталкивались с ними?
— В этом году пока что ещё ни одного не видел. Правда, слышал, что на других участках, которые расположены близко к лесу, такие встречи — не редкость. А на этом поле рядом с деревней секачи ещё не появлялись, — отвечает механизатор.
— А вообще, в этих местах я уже давно — на предприятии имени В. И. Кремко работаю с 1996 года. Всё меня здесь устраивает! Неспроста же я здесь уже столько лет тружусь, — весело подмечает водитель.
По словам Андрея, за свою жизнь он поработал на многих сельхозмашинах: были у него и измельчитель Jaguar, и трактор John Deere, и отечественные МТЗ разных моделей. Но вот на Krone Big X трудиться мужчине нравится больше всего.
Из плюсов Андрей отмечает хорошую обзорность кабины — вся она полностью выполнена из прочного и прозрачного спецстекла. В копилку плюсов попадают мощность и манёвренность техники — комбайн с лёгкостью разворачивается на месте. Также водителю нравится надёжность узлов и агрегатов, на которые идёт максимальная нагрузка во время уборки кукурузы. Правда, в бочке мёда есть и ма-а-аленькая ложечка дёгтя. Из минусов мужчина выделяет небольшой объём у бака для внесения консерванта — всего 270 литров, из-за чего ему часто приходится пополнять запасы воды. Хотя это сущая мелочь по сравнению с огромной производительностью Krone Big X 1180.
Что за консервант такой? Рассказываем! На каждом кормоуборочном комбайне при закладке сенажа и силоса используют консервант (либо биологический, либо химический — тут уж на усмотрение хозяйства), который помогает чётко и качественно хранить заготовки. Он используется для снижения после закладки корма рисков размножения плесневых грибов и патогенных микроорганизмов — то есть для того, чтобы корм не испортился и не терял своё качество.
— Долго не мог привыкнуть к джойстику Krone после управления «Ягуаром», но прошло время, и наловчился! Сейчас я с закрытыми глазами могу косить кукурузу, и правая рука уже не так устаёт, — смеётся мужчина.
В поле Андрей работает с восьми утра до восьми вечера. К подобному темпу жизни, говорит, уже давно привык. Живёт неподалёку — в соседней деревне.
— Сильно устаёте, проводя 10—12 часов за баранкой?
— Ну а как же! Но чтобы было какое-то разнообразие, чередуем с коллегами участки: кто-то сидит за рулём измельчителя, кто-то управляет трактором. Бывает, в течение дня переезжаем с одного места на другое, так что разминки для ног хватает! Скоро, кстати, буду заливать воду в бак: система подсказывает, что уже надо.
Субъективно — в кабине современного кормоуборочного комбайна для комфортной работы механизатора предусмотрено буквально всё. Есть климат-контроль, камера заднего вида, небольшой холодильник, а чтобы водитель не заскучал, над головой висит магнитола. К сиденью — особое внимание! На пневмоподвеске для самого оператора, а рядом попроще — для пассажира. К слову, если понадобится, Krone Big X может легко трудиться и ночью: шестнадцать галогенных ламп на кабине озаряют белым светом всё вокруг. Андрей говорит, что зрелище невероятное. Очень хочется на это как-нибудь взглянуть!
— Сейчас активирую в машине автопилот, чтобы нам комфортнее было общаться, — говорит водитель и нажимает нужные кнопки.
Кстати, комбайнов такой удельной мощности в Беларуси насчитывается всего два. В некоторых регионах есть старые версии, отдельные хозяйства закупают б/у технику. Предприятие имени В. И. Кремко приобрело Krone Big X у компании «Полымя Агро» около трёх лет назад. Сумму сделки не раскрывают, но руководитель хозяйства до сих пор считает, что это была одна из лучших инвестиций в предприятие.
— А как часто надо обслуживать такую технику?
— Диапазоны обслуживания у Big X 1180 значительные — «масляное» ТО проводится в диапазоне 1 000 мото-часов. Гидравлика обслуживается через такой же промежуток, — отвечает Андрей.
Жатка здесь — широкозахватная. Длина — девять метров, чего хватает для уборки двенадцати рядов кукурузы. Нa Big X 1180 установлен самый мощный в мировой практике 12-цилиндровый двигатель Liebherr D9512 с рабочим объёмом 24,2 литра и максимальной мощностью 1 156 л. с. Примечательно, что пиковая мощность в интервале от 1 400 до 1 800 об/мин остаётся постоянной, а крутящий момент увеличивается с 4 200 до 5 400 Нм. Всё это в совокупности даёт колоссальную производительность. Например, на кукурузе она может достигать до 400 т/ч.
— На экране показывается всё, что мне может пригодиться: урожайность, сколько топлива сжёг за смену, площадь поля, которую уже успел убрать, текущая влажность корма, — рассказывает Андрей, указывая на дисплей.
Серьёзных поломок с машиной не случалось. Механизатор говорит, иногда выходят из строя ножи из-за того, что при подборе трав попадают камни. Но ножи — это расходный материал.
— За день могу измельчить 2 500—2 800 тонн корма (зависит от массы кукурузы, скорости её отвоза техникой), но это лучший результат! Бывают дни по 1 800—2 000 тонн. На многое влияет и урожай, и погода, а также возможность качественно страмбовать корм. Да и от длины поля тоже результат зависит! На большом участке и больше измельчить можно, — говорит Андрей.
В среднем за день кормоуборочный комбайн сжигает тысячу литров топлива. Чтобы он не стоял без дела и не наматывал лишние километры, прямо на поле к нему приезжает спецмашина и дозаправляет гиганта.
Обычное утро механизатора такой техники начинается не с чашки ароматного кофе, а с резкого запаха силосной массы и подготовки комбайна к продуктивной работе. Первым делом Андрей визуально проверяет жатку, чистит и шприцует её, точит ножи, заправляет систему центральной смазки и, если надо, доливает воду в бак с консервантами, а топливо — в топливный бак.
— На такой технике работать легко, но надо знать и нюансы! К примеру, понимать, как функционирует компьютер и сенсорный монитор, какая кнопка за что отвечает — их здесь с три десятка наберётся. Что уж говорить про технические составляющие — информации для неподготовленного человека очень много! — эмоционально разводит руками механизатор.
По словам мужчины, с запчастями проблем не бывает. Если возникает потребность обновить или заменить конкретную деталь — даже на поле сервисной службой она доставляется достаточно быстро. Всё потому, что многие компоненты хранятся на складе компании.
Намотав пару кругов по полю, прощаемся с механизатором и выбираемся из кабины, стараясь не подвернуть ногу, — высота, скажу честно, приличная! Поодаль стоит группа мужчин, активно обсуждая какую-то тему. Неужели приезд столичных журналистов?
А вот и нет! Оказывается, на поле приехал сам руководитель предприятия — Сергей Витальевич Кремко! Тут же интересуемся: какую пользу хозяйству может принести такой комбайн?
— Во-первых, в нашем хозяйстве уменьшилось количество техники: было пять измельчителей, сейчас осталось три. Колоссальная производительность Krone Big X 1180 и помогла нам принять такое решение. За год эксплуатации комбайн прекрасно проявил себя. Нас полностью удовлетворяет и качество измельчения, и мощность двигателя. Могу с уверенностью сказать, что такие высокие результаты у нас впервые: при урожайности в 50 т/гa и обеспеченности комбайна сторонним транспортом за 11 часов работы на нём возможно убрать до 3 тысяч тонн силосной массы. А это 270—280 т/ч, — комментирует руководитель предприятия.
— А можно даже и больше, но тогда закладывать необходимо параллельно в две траншеи! — добавляет со смехом представитель «Полымя Агро».
Этот комбайн полноприводный. Руководитель хозяйства рассказывает, что первый год эксплуатации машины оказался довольно влажным — выпало много осадков. Но даже при этом Krone Big X 1180 показывал отличные результаты по измельчению кукурузы, нигде не увязнув и не потребовав стороннего вмешательства. Наоборот, с его помощью вытягивали тракторы и другие большие машины, которые застревали в грязи!
У двигателя есть два режима работы: на пониженной мощности он выдаёт 620 л. с., а на максимальной — все 1 156. По полю комбайн движется со скоростью 10 км/ч, по дорогам общего пользования — около 40 км/ч.
— Очень важно при наличии подобной техники угадать с механизатором. Нужно, чтобы на этом комбайне работал человек, который будет понимать его с полуслова и давать нам постоянный максимальный результат. Андрей — именно такой специалист. Мы им очень гордимся! — говорит Сергей Витальевич.
**
Хозяйство имени В. И. Кремко может похвастать наличием разной сельхозтехники импортных и отечественных производителей. Из зерноуборочных комбайнов в арсенале предприятия имеются John Deere, Claas Lexion, Jaguar и многие другие машины. Также во владении колхоза немало тракторов различного назначения. К примеру, есть и мощнейший Fendt 1050 Vario — мы успели изучить его и даже разобраться в нюансах навесной сеялки! Но об этом — в следующем материале.