Камеры в машинах и единый реестр. Как изменения закона о такси повлияет на цены?
Резонансный проект указа об автомобильных перевозках пассажиров, который может здорово перетряхнуть рынок такси и маршруток в Беларуси, готовится к принятию. Планируемые новшества коснутся буквально всех – от компаний-перевозчиков и водителей до обычных пассажиров.
Очередную версию проекта указа об автомобильных перевозках пассажиров Минтранс вынес на общественное обсуждение в июне 2023 года. Участники рынка высказывали свои мнения на протяжении двух месяцев, сообщает sputnik.by.
Ключевая миссия нововведений – очистить рынок такси и маршруток от недобросовестных перевозчиков. Для этого будет создан единый реестр, куда включат сведения обо всех компаниях, осуществляющих нерегулярные перевозки, транспортных средствах, диспетчерах и даже водителях.
Участники рынка сходятся во мнении, что, с одной стороны, это упорядочит сферу и обяжет перевозчиков соблюдать определенные правила, с другой – тарифы на поездки вырастут в разы, что непременно отразится на кошельках белорусов. И совершенно ясно одно: рынок такси, который мы все знали, уже не будет прежним.
Действительно ли нужны реформы, насколько подорожает проезд в такси и что будет с известным иностранным сервисом, узнал Sputnik.
Как предлагается изменить рынок?
Самые резонансные пункты, которые в случае принятия документа станут законными требованиями:
1. появится реестр, который будет буквально поштучно учитывать всех участников рынка;
2. иностранные компании-перевозчики должны создать юридические лица в Беларуси, чтобы работать дальше;
3. в каждом автомобиле установят камеры видеонаблюдения.
Внесение в реестр будет платным. За каждое транспортное средство нужно будет заплатить две базовые величины (в настоящий момент 1 БВ – 37 рублей – Sputnik), одну базовую за каждого водителя и 100 базовых величин за диспетчеров перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении и диспетчеров такси.
По данным Госконтроля, в 2022 году было заведено 17 уголовных дел в сфере такси. В большинстве случаев они касались нелегальных перевозчиков. Если планируемые изменения примут, те, кто недобросовестно выполняет правила рынка, будут исключаться из реестра и не смогут работать – во всяком случае официально.
Вышли из-под контроля
О возможных изменениях на рынке с Олегом Радкевичем, основателем и директором службы такси «Столица 135», мы говорили еще в начале 2021-го. Предложения о едином реестре и видеокамерах тогда не звучали, а потому нынешний разговор – самый что ни на есть своевременный.
Предприниматель признает, что последние годы продолжается массовое невыполнение требований закона о пассажирских перевозках – этим и объясняется необходимость в планируемых новшествах.
«Я не выступаю за жесткое регулирование рынка, просто эта сфера в последнее время вышла из-под контроля. Действующие нормы вполне нормальные. Другой момент, что их далеко не все выполняют», – поясняет Олег Радкевич.
Собеседник уточняет, что большое количество людей, которые хотят подработать в такси, особо не вникает в законодательство и зачастую работает мимо кассы. Стоимость на их услуги ниже, чем у «официалов», а потому рынок начинает все больше и больше уходить в тень.
«Большинство автомобилей такси раньше ездили с соответствующими надписями на бортах. Сейчас их стало намного меньше, и это носит достаточно массовый характер. Выходит, не хватает тех, которые готовы работать легально», – продолжает директор службы такси.
Кого не берут в таксисты
По мнению Олега Радкевича, в указе должна быть четко определена ответственность всех «игроков рынка», в том числе и водителей. Необходимо наличие некоего регламента, который будет определять, какие санкции применять в отношении таксиста в случае того или иного нарушения.
«На сегодняшний день нет официальной статистики, сколько водителей занято в этом виде деятельности, и что это за лица в принципе. Безусловно, для них устанавливаются определенные требования – наличие водительских прав и стажа, соблюдение правил ПДД, нормальное психическое здоровье, что немаловажно», – отмечает директор службы такси.
Руководитель «Столица 135» признается, что планируемые новшества в компании воспринимают двояко. Многие выступают за одинаковые условия работы на рынке, но также есть и те, кто высказывается против.
«Тех же, кто не выполняет требования сейчас, в перспективе ждут два варианта: согласиться с условиями рынка либо уйти из этой профессии, как бы прискорбно это ни звучало», – подчеркивает предприниматель.
Он также предполагает, что предложенные новшества повлекут повышение цен для пассажиров, однако оно будет несущественным.
«Конечно, перевозчики столкнутся с тем, что или придется больше работать, или тарифы должны несколько измениться. Условно, если сейчас водитель зарабатывает 100 рублей, и ему хватает и на жизнь, и на бензин, то после всех изменений ему нужно будет зарабатывать 120. Значит, средний чек должен увеличится на 10, 20, 30 копеек. Есть себестоимость поездки, в которую заложены налоговые выплаты, зарплата, бензин, амортизация – этого никто не отменял», – резюмирует собеседник.
Работать будет невыгодно
Руководитель еще одной столичной службы такси Андрей категорически против новых правил на рынке. И вот почему.
«Если этот законопроект вступит в силу, то я не вижу смысла работать. Мой месячный заработок – 2-3 тысячи рублей, а мне только за то, чтобы включиться в реестр, нужно заплатить 100 базовых величин (3700 рублей). Плюс пошлины за каждую машину и водителя – это уже солидная сумма. В каждый автомобиль поставить два видеорегистратора. Вопрос: сколько времени придется отбивать эти деньги, чтобы выйти в «ноль», – приводит арифметические аргументы предприниматель.
Также, по его мнению, если проект указа останется без изменений, то в скором времени «большинство белорусов пересядет на общественный транспорт». Он считает, что в связи с этим будет не то что уместно поднять тарифы – это, как процесс эволюции, произойдет естественным образом.
«Цены на поездки станут просто космическими. Если это произойдет, мы вернемся в те времена, когда в общественном транспорте пассажиры как кильки в консервной банке», – прогнозирует он.
Рынок станет чище
Председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров «АППП» Екатерина Станкевич в свою очередь обращает внимание на то, что нынешние правила позволяют практически любому человеку стать водителем такси. Новые же требования приведут к тому, что, вполне возможно, рынок очистится от сиюминутных водителей и фирм-однодневок, которых расплодилось в последнее время достаточно много.
Еще один важный пункт в проекте указа – регистрация юрлица в Беларуси для иностранных компаний, оказывающих услуги нерегулярного перевозчика. До определенного момента в нашей стране оставалось два зарубежных сервиса – «Яндекс. Такси» и «Bolt». Последний покинул рынок Беларуси в феврале 2022-го (причины не назывались), а «Яндекс», который в настоящий момент является крупнейшим перевозчиком на рынке такси, оформил белорусское юридическое лицо.
«Почему это хорошо? Потому что те деньги, которые раньше уходили из страны, из оборота, теперь не будут отсюда уходить. Пускай остаются у нас, и с их помощью создаются добавочные продукты», – отмечает Екатерина Станкевич.
Маршрутку могут конфисковать
Отдельно председатель ассоциации затронула сферу маршруток. Нередки случаи, когда нерегулярные перевозки совершаются под видом регулярных – это незаконная предпринимательская деятельность. Станкевич подчеркнула, что это большая проблема, которая как снежный ком нарастала на протяжении 15 лет.
«Самое главное в этом указе, который, я надеюсь, будет подписан в кратчайшие сроки, такая деятельность будет под запретом. И тогда перевозчику будет грозить не просто изъятие транспортного средства, а его полная конфискация – без права оплатить штраф и вернуть его назад. Теперь будет риск, что ты потеряешь этот автобус навсегда», – констатировала она.
По ее словам, этой правовой нормы в Беларуси ждали очень давно.
«Наконец принцип справедливости будет реализован по отношении к тем перевозчикам, которые всегда работали в рамках закона. И акты недобросовестной конкуренции прекратятся», – уверяет руководитель АППП.
QR-код для такси
В то же время, подчеркивает Екатерина Станкевич, в проекте указа есть определенные неточности. К примеру, непонятно, кого именно будут привлекать к ответственности за нарушения – водителя, диспетчера или руководителя компании-перевозчика.
«Ведь водитель мог не выдать билет, потому что так сказал руководитель. Или не выдал, потому что захотел положить себе деньги в карман», – поясняет она.
И тут же добавляет о еще одной норме, которая, вероятно, может создать бюрократические сложности для участников рынка, если указ вступит в силу.
«Реестр будет вести Транспортная инспекция. Самое главное, чтобы процесс включения в него происходил в более короткие сроки, чтобы не было бюрократизма. Ведь огромный пласт информации уже внесен в государственные базы: номера техпаспортов, страховые полисы и так далее», – высказывает свои опасения глава Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров.
Кроме того, по ее словам, в проекте указа не предусмотрено то, что уже успешно работает в России: перед тем, как сесть в такси, пассажиры могут через QR-код проверить, есть ли у водителя разрешение на работу.
«Почему бы у нас не ввести такое решение? Насколько бы это упростило задачу для контролирующих органов, а также жизнь пассажиров, которые запросто могли бы отличить законного перевозчика от «нелегала», – подводит итог собеседница.
Cплошные вопросы
Ассоциация перевозчиков и диспетчеров такси Беларуси (АПИД) также участвовала в публичном обсуждении проекта указа. В организации отмечают: документ, который перевернет рынок такси с ног на голову, написан достаточно сыро. В частности, представители профессионального объединения опасаются возможного снижения качества услуг в этой сфере.
«Мы провели собственный круглый стол, и ряд перевозчиков высказали свое мнение, что предлагаемые правила – слишком строгие. Есть опасения, что многие перевозчики уйдут работать в теневой сегмент. Мы видим, что это будет так, особенно в первое время после принятия указа», – считают представители ассоциации.
Там подчеркивают, что больше всего перевозчиков пугает размер госпошлин, которые нужно заплатить для включения в реестр. Также непонятны основания для приостановки допуска к нему.
«В проекте указа написано, что доступ к реестру в случае нарушения приостанавливается на срок до трех месяцев. Все выявленные нарушения необходимо исправить за месяц. Допустим, перевозчик устранит их за два дня – доступ к реестру сразу же восстановят или придется ждать все три месяца? В этом плане конкретики пока никакой, сплошные вопросы», – отмечает юрист Ассоциации перевозчиков и диспетчеров такси Захар Бурма.
Улыбнитесь, вас снимают!
Многие водители обеспокоены необходимостью видеосъемки в салоне. С одной стороны, это нужно для решения конфликтных ситуаций, которые могут возникнут в ходе поездки. С другой – всю свою смену водитель, а во время поездки и пассажир, будут находиться под пристальным прицелом камеры, что попросту некомфортно.
«Нам пришло много обращений по этому вопросу, который волнует многих. Среди них много пассажиров, и их тоже можно понять. Есть люди, которые не хотят, чтобы их лица снимали на видео во время поездки. Также поступали вопросы относительно качества видео, должен ли также записываться звук и кто в конце концов несет ответственность за то, чтобы видеокамера была включена. Ведь в любой момент ее можно выключить», – поясняет представитель АПИД.
Внешность обманчива
В ассоциацию также поступили вопросы относительно деятельности бизнес-такси и VIP-тарифов. Внутренние правила этого класса перевозок подразумевают исключительно черный цвет корпуса авто, без наклеек и соответствующего оформления, как у машин более дешевых тарифов.
В новом указе будет узаконен внешний вид автомобилей такси, а значит, машины бизнес-класса, вероятно, придется также оформить соответствующим образом, предполагает специалист.
Что будет с ценами на поездки?
Собеседник напомнил, что подобный нормативно-правовой акт в сентябре нынешнего года вступил в силу в Москве. Новый закон спровоцировал рост цен на такси в российской столице.
«Что будет с ценами в Беларуси? Однозначно, они вырастут. Перевозчики отмечают, что, с одной стороны, это неплохо. Однако насколько это будет привлекательно для клиента, если раньше он ездил за 7 рублей, а будет ездить за 37?» – задаются риторическим вопросом в ассоциации.
Комментарий Яндекс Go
Многие до сих пор задаются вопросом, уйдет ли из Беларуси «Яндекс. Такси», если предложенные изменения вступят в силу. Sputnik обратился за комментарием в компанию, которая является крупнейшим игроком на рынке такси.
«Яндекс Go работает в соответствии с законодательством Республики Беларусь и не планирует уходить с рынка», – коротко ответили в пресс-службе компании.
P.S. По словам участников рынка, проект указа об автомобильных перевозках в ближайшее время должен подписать президент. Однако пока одни перевозчики ждут официальной информации, другие уже начали подстраиваться под будущие требования