Минчанка Ольга Краснякова – не совсем типичная девушка. У нее нет профиля ни в одной социальной сети, а походам в SPA-салоны и к косметологу предпочитает время в гараже. Лучшим подарком на любой праздник она считает не цветы, а ароматизатор или автомобильные шины. Хотя не скрывает, что на 8 Марта была бы рада букету разноцветных тюльпанов.
Такие предпочтения у минчанки не случайны: Ольга – неоднократный призер чемпионатов по драг-рейсингу и единственная в Беларуси девушка, представляющая этот экстремальный вид спорта.
Накануне Международного женского дня корреспондент Sputnik Екатерина Воробьева встретилась с белорусской гонщицей и узнала, каково это соревноваться с мужчинами и во сколько обходится подготовка авто к гонкам.
Почему только мужчины?
С Ольгой мы встречаемся возле СТО под Минском, где ее машину готовят к спортивному сезону. Глядя на гонщицу, сразу сложно поверить, что эта миниатюрная блондинка участвует в брутальных соревнованиях. Однако многочисленные кубки и медали за победу в соревнованиях, разместившиеся на стене гаража, подтверждают, что Ольга не зря «жжет резину».
«В драг-рейсинге мой небольшой рост и вес являются большим преимуществом. Проще управлять машиной, когда ты легкий», — объясняет гонщица.
Минчанка признается, что получила водительское удостоверение в 18 лет. В свой день рождения она пришла в ДОСААФ и написала заявление на обучение. Экзамен девушка сдала с первого раза и стала обладательницей заветной «корочки». Однако любовь к автоспорту случилась позже и совершенно случайно.
«В 2016 году я вместе со своей компанией друзей приехала на соревнования по драг-рейсингу. Посмотрела и удивилась, что у нас есть такой вид спорта. Но еще больше удивилась тому факту, что соревнуются только мужчины. Ну и друзья мне в шутку сказали, мол, так давай попробуем», — делится собеседница.
Эту шутку Ольга восприняла как призыв к действию. Она на протяжении двух недель ежедневно тренировалась, после чего приехала выступать на этап чемпионата Беларуси и заняла первое место. Победа на соревнованиях дала ей толчок двигаться дальше и показывать лучший результат.
Дорогое увлечение
Ольга проводит «экскурсию» по СТО и ведет к боксу, где стоит ее автомобиль Seat Ibiza. Вся машина обклеена яркой спонсорской ливреей. На ней она ездит каждый день. Признается, что в обычной жизни не лихачит – скорость и рев мотора любит только на чемпионатах.
«Драг-рейсинг – это гонки на ускорение. Я участвую в переднеприводном классе автомобилей, у меня дизельное авто. И мы, два соперника, становимся на светофор и проезжаем дистанцию в 402 метра на скорость», – рассказывает о сути соревнований спортсменка.
Внутренняя «начинка» машины тоже претерпела изменения. Здесь поменяли практически все: трансмиссию, турбину, выхлопную систему, для облегчения веса часть кузовных деталей заменили на пластиковые. Однако двигатель все еще заводской – 1,9-литровый турбодизель на 130 лошадиных сил. В планах у хозяйки поставить новую турбину, которая должна дать существенную прибавку к мощности.
Гонщица признается, что все работы по машине выполняют ее три друга. Их она называет «моя команда»: ребята не только часами «колдуют» над машиной, но и ездят с Ольгой на все соревнования в качестве группы поддержки. А уже после заездов они вместе анализируют ошибки.
Драг-рейсерша не скрывает, что замена запчастей существенно бьет по карману. Добавляет сложностей и то, что из-за санкций многие комплектующие тяжело привезти в страну.
«Конечно, санкции усложнили процесс, но мы не сдаемся. Мы ищем друзей, знакомых – кто-то ездит отдыхать, кто-то где-то работает и мог бы привезти нам нужные запчасти. Поэтому мы пытаемся настроить логистику так, чтобы колеса к нам приехали из Америки, турбина — из Испании, а запчасти в «коробку» привезли из Англии. В общем, собираем весь мир для того, чтобы наш автомобиль сегодня участвовал в соревнованиях», — улыбается спортсменка.
По словам гонщицы, сегодня подготовить авто к спортивному сезону обходится не менее, чем в 5 тысяч долларов (порядка 16 тысяч белорусских рублей- Sputnik). Большую помощь Ольге оказывает компания, в которой она работает. К слову, в повседневной жизни ее тоже окружают машины: она – начальник бухгалтерии служебного автотранспорта. Но не смотря на хорошую поддержку своего работодателя, приходится вкладывать много личных средств.
«Кто-то копит на отдых в Египте или Дубае, а я коплю на новую турбину. Это еще повезло, что у меня мини подростковый размер – костюм для гонок обходится не так дорого», — смеется собеседница.
Ритуалы гонщиков и технические сходы
К соревнованиям Ольга готовится на специализированных площадках. В Минске это полигон «Липки», где она арендует трек. А за несколько дней до дня «Х» автомобиль обязательно проходит тест-драйв – чтобы в случае каких-то нюансов, было время исправить их.
Есть у гонщицы и свои ритуалы, которые она всегда старается соблюдать. Например, ночь перед соревнованиями она стабильно проводит в гараже вместе со своей командой. А еще – никто не должен садиться в авто кроме Ольги после того, как его настроил главный механик.
«Главный механик за сутки до соревнований настраивает автомобиль, проверяет все моменты. Машину подгоняют под меня и до того, как я в нее сяду, она должна быть настроена. Так вот после того, как он настроил, в автомобиль никто не должен садится кроме меня. Уже после соревнований – пожалуйста. Ко мне подбегают дети, взрослые тоже, и просятся сфотографироваться внутри машины. Я никому не отказываю», – отмечает драг-рейсерша.
Такой подход гонщица объясняет тем, что машину важно чувствовать. А когда прикасаются другие люди со своей энергетикой, то девушка теряет связь с ней.
«Если бы кто-то лет 10 назад мне сказал, что машину нужно чувствовать, наверное, я бы удивилась этим словам. Сегодня я скажу однозначно, что с машиной нужно дружить, ее нужно любить и чувствовать для того, чтобы показывать хорошие результаты», – убеждена собеседница.
По словам Ольги, на результат влияет много факторов: погода, уклон дороги, сцепление с дорожным покрытием. Бывает, что на гоночном треке с машиной происходят незначительные поломки. В таких случаях на устранение дается 5 минут. Но случаются и более существенные неполадки, из-за которых запрещено продолжать соревнования. Например, если прокололось колесо или лопнула турбина.
«Со мной такие ситуации происходили, это всегда печально, но я не плачу. Я ведь спортсмен и не имею права расстраивать команду. Понимаю, что все переживают и всем сложно», – признается спортсменка.
Как отмечает Ольга, на гоночных треках нет деления по гендеру. Здесь все спортсмены и конкуренты друг другу. Но несмотря на это в форс-мажорных ситуациях мужчины-соперники все-таки приходят на помощь.
«Однажды у меня сорвало ремень генератора, и меня дотолкали до моей команды. Физически это сложно сделать – я бы сама не дотолкала машину. Приятно, что сами предложили помощь, просить не надо было никого», – улыбается собеседница.
Родители Ольги были на гонках только один раз. Они восхитились своей дочерью, но признались, что с замиранием сердца смотрели за происходящим.
«Они это увидели, получили бешеные эмоции, когда выскакивает сердце. И сказали, что не могут на это смотреть спокойно, поэтому будут болеть за меня дома», – признается Ольга.
На своем авто Ольга максимально разгонялась до 215 км/ч. А дистанцию в 402 метра она преодолевала за 12 секунд. Теперь ее цель – выйти из 11 секунд и пройти дистанцию за 10.99 секунд.
К гонкам годна!
Для того, чтобы рулить со скоростью больше 200 км/ч и чувствовать при этом себя хорошо, должно быть хорошее здоровье. У Ольги с этим проблем нет. Перед каждым спортивным сезоном она проходит медкомиссию и тем самым получает допуск к соревнованиям. Держать себя в тонусе ей помогает бассейн.
Туда гонщица ходит регулярно. А зимой девушка посещает хоккейные матчи и болеет за минское «Динамо».
На вопрос о том, любит ли Ольга ходить на SPA-процедуры, драг-рейсерша отшучивается, что косметолога посещает раз в квартал, а в гараже зависает каждые выходные и в отпуске. А еще девушка признается, что ей нравится естественная красота, поэтому она не прибегает к инъекционной косметологии и даже не наращивает ресницы, несмотря на популярность этой бьюти-процедуры.
«Я не езжу на соревнования, чтобы мною полюбовались и сказали, мол, какая ты прекрасная. Я еду показать результат. Ведь действительно мое увлечение — это огромная работа. От обсуждений до нахождения в гараже», — говорит спортсменка.
Сейчас минчанка готовится к участию в телепроекте «Герои. Трансформация», называя это очередной авантюрой.
«Вечером 31 декабря, когда все нормальные люди нарезали оливье, я заполняла анкету на этот проект. Совершенно случайно узнала о такой возможности и решила рискнуть», – делится собеседница.
Ольга уже сходила на кастинг, показала физическую подготовку, пообщалась с режиссерами проекта. Спустя две недели ей позвонили и пригласили на съемки. По ее словам, в запасе есть еще месяц, чтобы подтянуть физкультуру. Для этого девушка записалась в тренажерный зал.
Помимо телевизионного проекта минчанка готовится к международным соревнованиям в этом сезоне, планирует поехать в Россию.