Меняем «галогенки» на «светодиоды» и едем на техосмотр. Итоги эксперимента
Корреспондент ABW.BY попытался пройти техосмотр на автомобиле с LED-лампами. Что на это сказали специалисты «Белтехосмотра».
В интернете гуляет множество статей о том, что если в автомобиле заменить штатные «галогенки» на светодиодные лампы (LED), то техосмотр можно пройти без проблем, хоть такие лампы заводом-изготовителем не предусмотрены.
Редакция ABW.BY решила провести эксперимент и на практике проверить, можно ли пройти техосмотр с нештатными LED-лампами вместо заводских «галогенок». Мы решили заменить штатные «галогенки» в Peugeot 308 (Т9), 2015 года выпуска на светодиодные лампы (LED) и попробовать официально пройти линию техосмотра. Ну интересно же, правда?
Мало купить, важно, чтобы все подошло
Техосмотр автомобиль Peugeot 308 (Т9) прошел ровно год назад без каких-либо проблем, в том числе и по штатному освещению. Запас еще на год, но эксперимент мы проведем именно сейчас. Для этого в одном из интернет-магазинов мы заказали комплект LED-ламп на ближний свет и противотуманки (дальнего, увы, у них не было), за что было уплачено около 160 белорусских рублей за два комплекта – совсем дешевые не рассматривали и попросили прислать что-нибудь поприличнее.
Далее наш путь пролегал к специалистам, которые согласились установить LED вместо «галогенок», включая и дальний свет, который они приобрели самостоятельно под наш автомобиль.
«Это какая-то лажа», – первое, что сказал специалист автосервиса, взяв в руки купленную нами светодиодную лампу на ближний свет. Оказалось, что вместо лампы Н7 в коробку положили Н3, и такая лампа, естественно, в цоколь фары не станет.
Ставим LED в «противотуманки»
«Тоже что-то странное, но более или менее похожее», – такой оценки удостоились уже лампы на противотуманки. Начинаем именно с них. Снимаем «галогенку» и сравниваем цоколи с LED-лампой. Внешне практически одинаковые, но разница в размерах креплений, хоть не большая, но есть.
«Светодиоды» в разъемы противотуманок стали, но остался небольшой люфт, что сотрудник СТО продемонстрировал наглядно. «Такого быть не должно», – констатировал он, но это и ежу, как говорится, понятно.
Устанавливаем и подкатываем стенд для замера параметров освещения. «Полная ерунда! По параметрам такой свет техосмотр не пройдет», – констатирует специалист. Получается, уже в первой части нашего эксперимента что-то пошло не так. Но несмотря на это, специалист СТО путем ряда манипуляций с поворотами LED-ламп настроил их свет в более-менее приличные параметры. «Тут 50 на 50, может пройти техосмотр, а может и нет», – заключение специалиста прозвучало именно так.
Ближний и дальний свет «понадежнее»
Нужные нам LED-лампы на ближний и дальний свет обошлись в 280 рублей (130 и 150 рублей соответственно). Дороговато, но опять-таки, по мнению специалиста, дешевые светодиодные лампы, как ни настраивай, нужного освещения не дадут. Поэтому попросили поставщика привезти лампы с приставкой «понадежнее», а это стоит денег.
Опять незадача: подкапотного пространства не хватает, да еще и в кулер LED-лампы упирается крепежное устройство. «Кулибинские» методы не помогли, поэтому пришлось снимать фару, благо в Peugeot 308 это делается путем откручивания двух болтов. Снимаем, крепежный элемент немного подгибаем, и лампа становится в разъем как положено: ничего и никуда не упирается. Такие же манипуляции проводим и со второй фарой и подгоняем стенд.
«Свет хоть и в допустимых границах, но очень яркий, лучше немного опустить по нижней границе, причем с двух сторон, как для ближнего, так и для дальнего света, чтобы не слепить встречный поток», – сказал специалист. И правда, доставлять неудобства другим водителям не хочется, поэтому регулируем. Потом – опять на стенд. Теперь и ближний, и дальний свет в необходимые технические параметры укладываются. Посмотрим, что скажут на линии диагностики УП «Белтехосмотр».
«Техосмотр вы не пройдете!»
Заезжаем на линию диагностики, на которой будет осуществляться диагностирование фар ближнего света. Завершающая стадия эксперимента проходит в присутствии начальника филиала УП «Белтехосмотр» в г. Минске.
Инженер по техническому осмотру транспортных средств просит открыть капот автомобиля и внимательно изучает маркировку, нанесенную изготовителем на корпус фары. Маркировка HCR информирует о том, что фары, установленные на транспортном средстве, оснащаются галогеновыми источниками света. Вместе с тем фары указанного типа могут оснащаться источниками света на светоизлучающих диодах. Контроль показателей регулировки фар ближнего света не дает оснований усомниться в их соответствии установленным требованиям.
Что касается силы света – выявлено несоответствие в части наличия эффекта ослепления. Сила света в контрольной точке превысила нормативное значение.
«Так часто бывает, – комментирует инженер по техническому осмотру транспортных средств Александр Сайковский. – Автовладельцы рассказывают, что, мол, я машину в таком виде уже с LED-лампами купил и она гостехосмотр до этого проходила спокойно». В таких случаях единственная рекомендация автовладельцу – четко следовать требованиям изготовителя, данным им в эксплуатационных документах. Рассеиватели противотуманных фар, сами видите, имеют поверхность с дефектами и низкую прозрачность. Очевидно, что такая фара своей функции не выполнит: светотеневые границы нечеткие. Во-первых, светодиодные источники света в данные противотуманные фары не предусмотрены. Во-вторых, сами рассеиватели требуют определенной обработки. Практика и наработанный опыт лишний раз доказывают, что вероятность признания противотуманных фар, имеющих такое техническое состояние, очень низкая».
Наш вердикт
Получается, что такой источник света на светодиодах станет причиной «отрицательного» заключения по транспортному средству вследствие несоответствия отдельных характеристик излучаемого света.
Технический регламент Таможенного союза 018/2011
«О безопасности колесных транспортных средств»
3.8.2. В фарах должны применяться источники света, соответствующие типу светового модуля, указанному изготовителем в эксплуатационной документации на транспортное средство. В случае установки источника света, не соответствующего указанному в эксплуатационной документации транспортного средства по классу, либо требующего установку (использование) дополнительных элементов по отношению к исходной конструкции фары, либо требующего внесения изменений в электрическую схему транспортного средства, проверяется выполнение положений настоящего технического регламента, касающихся внесения изменений в конструкцию транспортного средства.
Если вам будут говорить обратное или вы нашли в интернете информацию иного характера, то наш эксперимент вам в помощь. Не ведитесь на недостоверную рекламу и не тратьте деньги попусту.
Что будет, езди ездить с нештатными LED-лампами в фарах?
Замена шести «галогенок» на LED-лампы (противотуманки, ближний и дальний свет) вместе с работой обошлась нашему корреспонденту чуть более чем в 500 рублей. Получается, полтысячи выбросили на ветер?
Как отметили в «Белтехосмотре», многих автовладельцев, которые приезжают на гостехосмотр со «светодиодами», отправляют заменять их на предусмотренные изготовителем. Куда после этого отправляются и как используются снятые LED-лампы, история умалчивает.
Если вы все же решите установить светодиодные лампы, будьте готовы к тому, что можете получить штраф за нарушение пунктов 13 и 16 главы 3 «Внешние световые приборы» Приложения №4 к ПДД. Статья 18.11. КоАП предусматривает за это штраф в размере до одной базовой.
КоАП Республики Беларусь
Статья 18.11. Нарушение правил эксплуатации транспортного средства
2. Управление транспортным средством, имеющим неисправности, за исключением неисправностей, указанных в части 1 настоящей статьи, либо с несоблюдением условий, при наличии которых правилами дорожного движения запрещено его участие в дорожном движении, – влечет наложение штрафа в размере до одной базовой величины.Глава 3 «Внешние световые приборы» приложения №4 к ПДД
«Перечень неисправностей транспортных средств и условий, при которых запрещается их участие в дорожном движении».
13. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.
16. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.