В Литву за «французами»: стоит ли ехать туда за машиной?
Март оказался месяцем сюрпризов: закрытие очередных пунктов пропуска на границе, слухи о закрытии еще одного, огромные очереди из сотен фур… Но знакомые перегонщики ехали за машинами в Литву. Вместе с ними покорять автомобильную столицу Европы отправился и Автобизнес.
Старт марафона начался в пятницу с автовокзала «Центральный». Билет до Вильнюса на двухэтажном Ecolines стоил 120 рублей. В автобусе достаточно комфортно – есть туалет, можно посмотреть фильм (на каждом сиденье установлена мультимедийка), приготовить чай, кофе.
Самый быстрый, как оказалось, вид транспорта прибыл на автовокзал в Вильнюсе строго по расписанию через шесть часов после отправления. Очереди на границе из легковых машин практически не было. Автобусов тоже. Пересечение границы заняло ровно два часа. На паспортном контроле литовские пограничники задавали стандартные вопросы: провозите ли что-то запрещенное? Куда едете? Когда обратно? Сколько денег с собой везете? Весь багаж пассажиров проходил рентген. Личные вещи тоже достаточно тщательно осматривали.
Что выбирают белорусы и россияне?
В Вильнюсе мы заранее забронировали гостиницу рядом с автовокзалом (€15 с человека). В ближайшем магазине купили сим-карты (€3 и 10 бесплатных гигабайт трафика) и сразу отправились на осмотр машины – Renault Megane 2019 года выпуска с полуторалитровым дизелем и роботизированной коробкой передач. Автомобиль, который мы выбирали, предназначался для девушки. Из основных пожеланий – кузов хэтчбек и автоматическая коробка переключения передач.
Из чего выбирали? По словам опытных перегонщиков, Megane входит в топ-5 самых популярных авто для Беларуси и России. Надежный 1,5-литровый дизель, недорогая относительно VAG стоимость обслуживания, выносливый «робот». Конкуренцию Megane по популярности составляют Renault Talisman, Scenic, Peugeot 308, 508, 3008, 5008 и Ford Focus. В основном это машины с объемом двигателя 1,5 литра. Белорусы больше любят транспортные средства подешевле на механике со средней комплектацией. Россияне – на автомате и с «полным фаршем».
Главное преимущество машин из Европы – это цена. Не секрет, что автомобили там гораздо дешевле, чем у нас, даже с учетом растаможки и перегона. Еще один плюс – отсутствие соли зимой на европейских дорогах, поэтому машины не так быстро ржавеют.
На автомобильном литовском сайте еще в Беларуси было подобрано несколько вариантов по приемлемой цене. Один из них полностью соответствовал всем требованиям. Машина с оригинальным подтвержденным пробегом 160 тыс. км, с хорошей комплектацией. Единственный нюанс – это окрас левой задней двери, но без шпатлевки. Для будущего владельца это оказалось некритично.
Вообще европейцы относятся к машинам проще, как к расходному материалу. Царапина или вмятина на кузове вполне нормальная история. Покупают новые, ездят три года, пока на гарантии, и продают.
По щеке уже катилась слеза, но литовец не сдавался. В итоге сторговались на €400 и ударили по рукам. Окончательная цена составила €8500.
Оставив залог (документы на вывоз машины можно было оформить только на следующий день), мы направились в город Таураге. Если Литву можно назвать автомобильной столицей Европы, то Таураге – столицей французского автопрома. Там нужно было купить еще двух «французов» – Peugeot 508 и Citroёn C5 Aircross.
Ищем Peugeot 508 и Citroёn C5 Aircross в «столице французского автопрома»
Приехав в Литву за машиной, нельзя не побывать в легендарном Таураге, где французских автомобилей по ощущениям больше, чем жителей города.
Таураге находится в 250 километрах от Вильнюса в сторону Калининграда. Городок небольшой – около 20 тысяч жителей. Любопытный факт, что Таураге является малой родиной российского бизнесмена Романа Абрамовича, родители которого там жили до войны.
С самого утра мы направились в автохаусы, которых здесь как грибов после дождя. В основном это небольшие огороженные забором стоянки под открытым небом до 50 машин. Но есть и несколько крупных по несколько сотен автомобилей. Самое интересное, что все транспортные средства из Франции на французских номерах.
Как рассказали перегонщики, здесь автомобили покупают не поштучно, а партиями. Условно крупная французская фирма покупает новые авто и через три года, когда заканчивается гарантия, продает всю партию целиком. В одной партии разные машины – как сильно битые, так и требующие небольшого ремонта, в хорошем и очень хорошем состоянии. Пробеги разные, но в основном до 200 тыс. км.
Автовозами машины доставляют в Таураге. Дальше часть из них восстанавливается для продажи, часть продается на запчасти, остальные распределяются по автохаусам. Интересно, что многие автомобили даже не успевают появиться в интернете – их раскупают еще по дороге. Хорошие варианты разлетаются как горячие пирожки. Из-за больших объемов закупок стоимость автомобиля в Литве может быть ниже его цены во Франции, поэтому нет ничего удивительного, когда француз приезжает сюда купить французскую машину.
Мы объехали несколько автохаусов в поисках подходящих вариантов. Очень много автомобилей еще оклеены логотипами французских фирм – их даже не снимают, чтобы хоть как-то подготовить машину к продаже.
Есть автохаусы, которые продают только «битки». Есть и те, в которых продаются очень ухоженные авто с небольшими пробегами и в родной краске. Если авто долго не продается, на него могут сделать большую скидку. В общем, машин в Таураге очень много на любой вкус, цвет и кошелек. Нас же интересовали конкретные варианты – Peugeot 508 и Citroёn C5 Aircross 2020 года выпуска.
Чтобы вынести вердикт по машине, опытному перегонщику хватает всего нескольких секунд. Если вариант крайне заманчивый по цене, в дело вступает толщиномер. Дальше проходит уже более тщательный осмотр всего транспортного средства.
Объехав с десяток небольших стоянок и пару крупных, обе машины купили в одном автохаусе. У обеих мотор – 1,5-литровый дизель, 8-ступенчатый японский автомат, относительно небольшие пробеги около 130 тыс. км, в родной краске и с хорошей комплектацией. Единственный нюанс в полуторалитровых дизелях – это цепь распредвалов. Со временем она растягивается, бывали случаи и обрыва цепи – такой себе вариант. Но в 2020 году проблему устранили, устанавливая усиленную 8-миллиметровую цепь. Конечно, лучше перестраховаться и сразу после покупки заменить комплект ГРМ. Полный комплект в Литве стоит €180. Если менять только цепь и натяжитель, они будут стоить всего €65 без учета работы.
«Пежо» обошлось в €12 800 (скидка составила €900). «Ситроен» был куплен за €12 300 (скидка €1200). Но в минусе литовец точно не остался.
Стоит ли игра свеч?
Переночевав в литовской столице, из Вильнюса мы выехали в 9 утра. В 11:30 были на границе. Очередь до шлагбаума составляла шестьдесят машин. Казалось бы, не так много, но этот путь занял восемь часов. Еще примерно столько же ушло на прохождение белорусской границы и растаможки автомобилей. Белорусские пограничники к досмотру подходят очень тщательно. Кроме того, почти все машины отправляют на рентген.
Растаможка одного автомобиля обошлась примерно в €3000 – помимо самой таможенной пошлины оплачивается утилизационный сбор (816,7 рубля), дорожный сбор, услуги декларанта (165 рублей), страховка на две недели (€25). Если растаможивать машину по 140-му Указу, выйдет примерно на €1400 дешевле.
Плюс затраты на проживание, питание, литовские автомобильные страховки, топливо. В Литве оно на каждой заправке стоит по-разному: от €1,45 до €1,76 за литр дизеля, например.
В четыре часа утра, предельно уставшие, мы пересекли границу, еще через два часа были уже в Минске. Стоила ли поездка того? Конечно, стоила! Но легким хлеб перегонщика точно не назовешь.
Пока готовилась эта статья, на литовской границе начались серьезные проблемы с прохождением таможни. Теперь литовские таможенные службы не выпускают за пределы страны автомобили с объемом двигателя свыше 1,5 литра и стоимостью от €50 000. Для того, чтобы без проблем пройти литовскую таможню, необходимо выполнить ряд условий.