Экспедиционные компании сообщили о том, что 6 мая в Китае резко выросли цены на отправку контейнеров в Россию и Беларусь по железной дороге.
Стоимость перевозки в среднем увеличилась на $500-800 за контейнер.
«Рост цен связан с уменьшением количества свободных контейнеров в Китае, а также с большими «пробками», возникшими на границах с Китаем», – сказано в сообщении.
Морской фрахт не отстает, а опережает
Еще одной причиной резкого удорожания доставки грузов по железной дороге через Казахстан и Россию в нашу страну могло стать то, что ставки морского фрахта из Китая в Европу тоже подорожали.
Здесь, как и в случае с железнодорожным сообщением, размер «надбавки» зависит от места отправления груза.
В мае, по сравнению с апрелем, цена доставки контейнера морским путем увеличилась на $800-1500 (в зависимости от порта отправления).
«При этом большинство свободных мест на судах в мае уже зарезервировано, и морские линии предлагают свободные места на судах только на конец мая – начало июня», – отмечается в информации, предоставленной экспедиционными компаниями.
Вероятнее всего, стоимость товаров из Китая для белорусов вырастет на фоне этих новостей, однако точно сказать о таком пока сложно.
Товарооборот с Китаем растет
Отметим, что Китай с каждым годом наращивает товарооборот с Беларусью. Согласно данным белорусской статистики (она не совпадает с информацией Главного таможенного управления КНР), в 2023 году экспорт белорусских товаров в Китай резко вырос (на 20%), а взаимный товарооборот составил $8,44 млрд.
Он увеличился на 45,5% по сравнению с 2022 годом, когда показатель достигал $5,8 млрд. Следовательно, импорт из Китая вырос более чем в полтора раза.
Если львиную долю поставок из Беларуси в КНР составляют калийные удобрения, то в обратном направлении в основном идут «товары народного потребления», причем в последнее время активно развивается такой способ доставки, как «сборные контейнеры».
То есть груз в одном контейнере может поставляться разными китайскими компаниями нескольким белорусским фирмам.
Отметим, что товарооборот с Китаем только за пять лет (2018–2022) вырос в полтора раза, о чем говорила заместитель министра экономики Алеся Абраменко.
Приводила она и данные о номенклатуре импорта из Китая.
«В 2022-м импорт составил $4,2 млрд. Приросли поставки к нам машин и оборудования, включая запчасти и двигатели, ЖК-модули, мониторы, проекторы, вычислительные машины и так далее. Это в первую очередь связано с замещением критического импорта высокотехнологичными китайскими аналогами», – рассказала она.
Данные по взаимной торговле от китайской стороны серьезно отличаются от информации белорусских властей. Вот какую информацию представило посольство Китая в Беларуси.
Отметим, что у Беларуси сальдо торговли с Китаем резко отрицательное. Оно измеряется в миллиардах долларах как по белорусским, так и по китайским данным.
Источник: Tochka.by