Тонировка стекол автомобиля – актуальная и часто обсуждаемая тема в среде автовладельцев. Каких только петиций в адрес ГАИ Беларуси с предложением смягчить критерии светопропускаемости стекол ни писали, но дело с мертвой точки так не сдвинулось.
А вот в России подобные инициативы есть. Новость о том, что в Государственную думу России внесен законопроект, отменяющий штрафы за тонировку передних боковых стекол, если их светопропускаемость не менее 50% от установленных ныне норм, взбудоражила российскую автомобильную сферу.
Соответствующую статью административного кодекса Российской Федерации предлагается изложить в следующей редакции: «Управление транспортным средством, на котором установлены стекла, светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, за исключением передних боковых стекол, светопропускание которых должно составлять не менее 50% от показателя светопропускания, установленного требованиями технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, влечет наложения штрафа в размере…» – т.е. требование техрегламента не оспаривается, а вот штрафовать за его нарушение (в определенных пределах) не будут.
Жирным шрифтом мы выделили основной момент: требования технического регламента. Речь идет о техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), поскольку постановление Правительства России №720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» с 1 января 2015 года свое действие прекратило именно по причине принятия нового общего регламента (ТР ТС 018/2011).
Норма сейчас, в соответствии с этим документом, составляет 70%, а значит, предлагается светопропускаемость стекол установить на уровне 35%.
Требования к техническому состоянию транспортного средства, как у нас в Беларуси, так и в России и Казахстане, едины и регламентируются ТР ТС.
Так, в предисловии к техрегламенту указано, что он разработан на основании соглашения и единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации (государств – членов Таможенного союза) от 18 ноября 2010 года. Техническое регулирование в отношении колесных транспортных средств осуществляется в целях обеспечения социально приемлемого уровня их безопасности…
Статья 33 Закона Республики Беларусь «О дорожном движении» говорит о том, что при проведении государственного технического осмотра транспортных средств осуществляется проверка их технического состояния и конструкции на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза, а также технических регламентов Евразийского экономического союза.
Про национальные технические нормы речи не идет. Но если говорить не о технормах, а о ПДД, то они у нас в настоящее время вообще запрещают любые нанесенные на стекла автомобиля покрытия (п. 37, глава 7, приложение 4 ПДД) и допускают 70-процентную светопропускаемость (п. 194.12 ПДД).
Действующий в настоящее время общий техрегламент также не допускает нанесения на стекла автомобиля дополнительных покрытий, а по светопропусканию для стекол автомобиля установлено такое же ограничение, как и в ТР ТС: не менее 70%. Читаем приложение №8 ТР ТС 018/2011:
4.1. Транспортное средство должно быть укомплектовано стеклами, предусмотренными изготовителем.
4.3. Светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, должно составлять не менее 70%.
Данное требование не применяется к задним стеклам транспортных средств категории М1 при условии, что транспортное средство оборудовано наружными зеркалами заднего вида, которые удовлетворяют требованиям настоящего приложения.
В пояснительной записке к российскому законопроекту указывается, что штрафы за тонировку стекол вызывают много споров среди водителей. Тонировка становится поводом для остановки и проверки автомобиля сотрудниками ГИБДД и часто является почвой для злоупотреблений.
Кроме того, тонировка защищает от солнечных лучей, влияющих на зрение водителя, снижает нагрев салона машины и позволяет не включать кондиционер (а, как известно, использование кондиционера увеличивает расход топлива). Хорошее пояснение. Не сомневаемся, что большинство автовладельцев в России, да и у нас тоже, такую инициативу поддерживают.
Вероятность принятия такого закона в России, как отмечают многие эксперты, невысока, тем более что подобный законопроект в прошлом году уже отклонялся. Тем не менее шансы все же есть, раз его вынесли на рассмотрение.
Как мы видим, российские законодатели хотят внести изменения не в техрегламент, который изменить можно только с согласия Беларуси и Казахстана, а в свой Административный кодекс, который содержит нормы ответственности за нарушение правил дорожного движения. Наши белорусские законодатели с подобными инициативами пока не спешат, тем более что Госавтоинспекция по поводу разрешения на тонировку стекол неоднократно высказывалась категорическим отказом. Главный аргумент – стекла автомобиля должны соответствовать требованиям завода-изготовителя. И сейчас ничего в этом вопросе не изменилось.
Разумные идеи в предложении российских законодателей есть – в глаза не слепит, салон не нагревается и т.п. Как только будет затронута техническая сторона вопроса, споры будут жаркими: потребуется технически и научно обосновать, что это не влияет на безопасность, только потом уже вносить изменения в законодательство. На этом, возможно, споры и закончатся.
А если прокатит? Тогда и у белорусских автовладельцев появится новый аргумент для составления обращений в ГАИ – мы же все живем в едином Союзном государстве. Но, вероятно, в наших реалиях шансы подобных инициатив на успех близки к нулю.
Инициативы – это, конечно, хорошо, тем более законодательные. Вряд ли найдется много противников снижения светопропускаемости автомобильных стекол до 35%, причем и в России, и у нас, в Беларуси. Но сверху, как известно, виднее.
Источник: Автобизнес