Подвижные игры вместо гаджетов. Реально ли победить гиподинамию у детей и подростков?
Ожирение, атеросклероз, инсульт, заболевания бронхолегочной системы, нарушения обмена веществ у детей и подростков – все это возможные последствия гиподинамии (недостаточной физической активности).
Почему у детей падает зрение, прогрессируют болезни костно-мышечной системы, страдает осанка и как это остановить – 24health.by рассказала зав. кафедрой гигиены детей и подростков БГМУ, кандидат мед. наук, доцент Татьяна Борисова.
Гиподинамия — угроза мировой экономике?
Не секрет, что двигательная активность является одним из основополагающих факторов сбережения здоровья, а особенно — гармоничного развития подрастающего поколения. Однако анализ глобальных факторов риска, проведенный ВОЗ, показывает, что в настоящее время происходит трансформация рисков.
Так, сегодня меньше приходится говорить о недостаточном питании, неудовлетворительной санитарии и гигиене, качестве атмосферного воздуха в закрытых помещениях. В современных реалиях все большую озабоченность специалистов вызывают такие факторы риска как гиподинамия, качество атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, возможность профессиональных заболеваний.
По анализу специалистов ВОЗ, недостаточная двигательная активность находится на 4 позиции среди 16 потенциальных причин смертности населения независимо от уровня развития стран. И входит в число шести глобальных факторов риска формирования неинфекционных заболеваний.
Финансисты, бизнесмены, экономисты всего мира вносят свой вклад в профилактику гиподинамии, т.к. это необходимо для раннего выявления и предотвращения неинфекционных заболеваний, экономии затрат на здравоохранение в последующем, улучшения качества жизни.
Бизнесмены считают, что правильное, устойчивое развитие общества напрямую зависит от здорового человека.
Поступление в школу и риски для здоровья
По словам нашего эксперта, в первую очередь вызывает озабоченность состояние здоровья детей и подростков. Это своеобразная лакмусовая бумажка перспектив, тенденций развития здоровья в будущем.
Доказано, что плохие условия жизни матери, однообразное и недостаточное питание, как правило, приводят к непропорциональному росту, нарушениям обмена веществ и функциональным расстройствам эмбриона. Младенец имеет маленький вес при рождении, медленно растет, у него отмечаются нарушение обмена веществ и недостаточное умственное развитие.
Впоследствии ребенок страдает от избыточного веса, а во взрослом возрасте ему грозят сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет 2 типа и метаболический синдром.
По данным официальной статистической отчетности за 2020 год (анализ такого рода проводится раз в пятилетку), в структуре хронической патологии первое место традиционно занимают болезни органов дыхания, вторую позицию – травмы и отравления. Но специалисты бьют тревогу по поводу увеличения количества болезней глаз и костно-мышечной системы.
Особый риск для здоровья несет момент перехода к систематическому школьному обучению, т.е. поступление ребенка в 1 класс. Так, нарушения остроты зрения в переходе с дошкольного возраста в школьный вырастает в 2,6 раза. Прослеживается тенденция к росту нарушения осанки в 1,5 раза, роста сколиоза – в 3,5 раза, понижения остроты слуха – в 3 раза. Такие данные получены в результате профилактических медицинских осмотров одной из крупных детских поликлиник Минска.
Если среди дошкольников 3-ю группу здоровья (наличие хронической патологии) имеют 10%, то в младшем школьном возрасте (11-13 лет) – уже 39%, а среди подростков 15-17 лет – таких более 55%. Следовательно, наиболее плотно нужно работать с детьми младшего школьного возраста.
Татьяна Борисова:
– Около 40% детей имеют дисгармоничное физическое развитие с избыточной массой тела. Более того, даже среди дисгармоничных с дефицитом массы тела было обнаружено избыточное содержание телесного жира – это говорит о том, что нормализация питания, нацеленная на набор веса, тоже приведет к метаболическим нарушениям и избыточной массе тела. Поэтому профилактика двигательной активности учащихся должна стать во главу угла сохранения здоровья подрастающего поколения.
Нормы физической активности детей и подростков
Основу здоровья составляет рациональное питание с достаточным объемом овощей, полноценного белка и сниженной долей насыщенных жиров. Конечно, вкупе с оптимальным режимом двигательной активности.
При этом состояние здоровья зависит и от достаточной продолжительности ночного сна: 10-10,5 ч для учеников 1-6 классов, 9-9,5 ч – для 7-9 классов, 8-9 ч – для старшеклассников.
Основу пирамиды двигательной активности составляет повседневная активность (путь до школы, прогулка с собакой, подъем по лестнице, уборка), и ВОЗ рекомендует находиться в движении не менее 60 минут в день для поддержания здоровья на должном уровне.
Но этого недостаточно для растущего организма, чтобы создать ресурс для сохранения здоровья, отмечает эксперт. Детям и подросткам необходимо дополнительно не менее 3-5 раз в неделю заниматься игровыми видами спорта, кататься на велосипеде, бегать, ходить быстрым шагом. Не менее 2-3 раз в неделю практиковать отжимания, подтягивания, занятия боевыми искусствами, танцами, йогой (желательно на свежем воздухе).
И, конечно, ограничить просиживание за девайсами.
Без перерыва можно сидеть за компьютером:
- в младшей школе – 15 минут,
- в 5-7 классах – 20,
- в 8-9 классах – 25,
- в 10-11 классах – 30 минут.
Лимит времени перед монитором в данной возрастной группе не должен превышать 2 часов в день.
При норме двигательной активности около 20 часов в неделю фактически современные школьники проводят в движении всего 7,5-10 часов. Причем у 63% детей основной двигательной активностью является дорога в школу.
Гиподинамия — бич нашего времени. Коррекция двигательной активности детей, пропагандирование здорового образа жизни сегодня — фундамент для устойчивого развития общества завтра.