Чтобы грузовладельцам ориентироваться в стоимости доставки из Китая на ближайшие три месяца, надо понимать, почему эти цены до сих пор шли вверх.
Myfin.by разбирается в этом вопросе с руководителем отдела продаж компании «Интер-фрейт» Дмитрием Самуськовым.
Эксперт напоминает, что основная причина ценового ралли в этом году – это кризис в Красном море, где хуситы обстреливают коммерческие суда. Из-за этого большинство контейнеровозов, которые следуют в Европу, были вынуждены выбирать длинный маршрут через мыс Доброй Надежды в Африке, тем самым удлиняя срок доставки на 15-20 дней. В итоге это увеличило транзитный срок наполовину и тем самым нарушилась ритмичность круговорота контейнеров в мировой торговле.
Удлинение транзитного срока означает, что контейнеры дольше находятся в пути и они позже приедут обратно. Соответственно, для обслуживания одного и того же грузопотока необходимо на 40-50% больше порожнего оборудования, находящегося в обороте.
По этой причине в Китае весной случился дефицит порожнего оборудования и цены на перевозки полезли вверх. Стоимость морской доставки контейнера выросла в 7-8 раз, превысив $10 тыс за 40-футовый контейнер. Для облегчения ситуации дошло до того, что со стоков стали поднимать даже списанное оборудование, вводить его заново в эксплуатацию.
Спрос на услуги железных дорог
– Рост ставок морских линий и увеличение транзитного срока повлекло всплеск спроса на железнодорожные перевозки из Китая в Европу. Это произошло, несмотря на то, что многие европейцы сетовали на токсичность маршрута: мол, идет через Россию-Беларусь, недружественные страны. Но жадность победила и грузопоток контейнерных поездов в Западную Европу резко увеличился. Реагируя на спрос, цены пошли вверх и по прямому железнодорожному сообщению».
При всем этом для белорусских потребителей практически закрылась доставка через прибалтийские порты Клайпеда и Рига. Санкции европейцев плюс белорусские контрсанкции сделали доставку через Клайпеду практически невозможной. Этот маршрут стал высокорискованным и дорогим.
В итоге, при доставке в Беларусь и Россию, самым дешевым маршрутом оказалась доставка через Дальний Восток. Основной поток грузов устремился по морю из Китая во Владивосток и Находку и далее по железной дороге в Минск.
Новая «нормальность»
Что происходит сейчас? Как объясняет Дмитрий Самуськов, ситуация в мировой торговле и грузопотоке контейнеров нормализуется. Более-менее восстановилась ритмичность доставки. Большинство контейнеровозов пошли обратно через Суэцкий канал, и ситуация начала выравниваться – цены на морскую доставку из Азии в Европу резко пошли вниз.
– Сейчас из Китая в Клайпеду контейнер можно привезти за $5-5,5 тыс. И тарифы продолжают снижаться. На таком фоне европейские потребители начали возвращаться к морским доставкам, как к более дешевому и стабильному маршруту и, соответственно, вскоре начнет падать спрос на прямое железно-дорожное сообщение европейскими поездами. Результатом нормализации спроса будет и снижение цен на железных дорогах.
До Нового года, скорее всего, увидим плавное снижение цен на 10-15%. А если цены на морские перевозки будут падать более резко, то можно ждать и более существенного снижения ставок, вплоть до уровня, который действовал в прошлом году.
В свою очередь это должно стабилизировать цену доставки через Дальний Восток, так как часть грузов поедет более быстрым прямым ЖД.
Впрочем, существенных колебаний логисты из «Интер-фрейт» не предвидят, так как сейчас все порты Дальнего Востока затарены на 100%. Есть проблема с вывозом, стивидоры не справляются. Ситуация, конечно, не такая критическая, как в 2022 году, когда суда дрейфовали по 15-25 дней вблизи портов, но с вывозом контейнеров и в Россию, и в Беларусь есть проблемы.
«Срок вывоза в Россию достигает 20 дней. А в Беларусь может достигать 30–40 дней и более на отдельные контейнеры. Существенного улучшения на этом маршруте пока не предвидится. Ждем пик сезона, возможно, после китайского Нового года цены еще сдадут», – резюмирует собеседник Myfin