Некоторые сравнивали Николая Караченцова с французом Жан-Полем Бельмондо. Дескать, тоже неписаный красавец, но сколько обаяния, шарма и энергетики! Игра обоих актеров завораживала, она была азартной, эмоциональной, яркой. Это подкупало. Занятно, но именно Караченцов озвучивал в советском кино Бельмондо.
В день 80-летия Николая Петровича портал Tochka.by рассказывал о самых ярких эпизодах из жизни знаменитого актера.
Как Караченцов едва не попал в балет
Родители Коли расстались еще до рождения сына. Мама была известным балетмейстером, постоянно выезжала на гастроли с театром, преподавала за границей. Мальчик учился в Школе-интернате при Министерстве внешней торговли. А еще занимался боксом и танцами.
В какой-то момент он вдруг заявил, что хочет пойти в балет. Янина Евгеньевна воспротивилась, заявив, что это не мальчишечье дело. Позже Николай признался, что мама поступила правильно, за что он ей безмерно благодарен. А врожденные пластичность, хорошая координация движений, чувство ритма пригодились ему затем в избранной профессии.
В 1967 году Николай Караченцов с отличием окончил Школу-студию МХАТ, но его распределили не в МХАТ, а в Московский театр имени Ленинского комсомола («Ленком»). Здесь он прослужил без малого 40 лет, сыграв свои лучшие роли на сцене.
Почему из театра украли фото Караченцова
В первой ленкомовской постановке Марка Захарова «Автоград-21» Караченцов пел в хоре. Но уже в спектакле «Тиль» по пьесе Григория Горина режиссер доверил Николаю главную роль. Его Тиль пел, скакал, показывал акробатические номера. И все это с небывалым темпераментом.
«Захаров перевернул судьбу всего нашего театра. Он открыл нам тогда еще неизведанный пласт творчества. Впервые пригласил в драмтеатр настоящую рок-группу, педагогов, которые с нами занимались вокалом, сценическим движением», – вспоминал затем актер.
Спектакль вызвал настоящий ажиотаж. В Караченцова, его голос с хрипотцой, заразительную улыбку и, безусловно, в его талант зрители просто влюбились.
Неудивительно, что после премьеры «Тиля» кто-то стащил из театра фотографию актера, висевшую на стене.
«Ну вот, Коля, вы уже стали знаменитым», – пошутил тогда Марк Захаров.
Как Караченцов сыграл влюбленного графа
Следующая особо значимая постановка – рок-опера «Юнона и Авось» композитора Алексея Рыбникова на стихи Андрея Вознесенского.
На сцене была рассказана драматичная история любви 42-летнего русского мореплавателя графа Резанова и 15-летней дочери губернатора Калифорнии Кончиты.
Как вспоминал Марк Захаров, обычно его премьеры комиссии принимали не сразу. Постановки подвергали цензуре. Но «Юнона и Авось» была принята достаточно благожелательно.
Билеты раскупались мгновенно, спекулянты продавали их раз в 10, а то и 20 дороже.
Спектакль, где главные роли исполняли Николай Караченцов и Елена Шанина, на многие годы стал визитной карточкой «Ленкома». И не только в России.
Как спектакль «Юнона и Авось» попал во Францию
Зарубежному триумфу постановки способствовал известный дизайнер и кутюрье Пьер Карден. С ним дружил Андрей Вознесенский, который отправил во Францию кассету с записью «Юноны».
Месье Карден пришел в восторг и срочно прилетел в Москву, чтобы увидеть спектакль своими глазами. Ему показали черновой вариант, но и этого было достаточно для того, чтобы французский гость пригласил ленкомовцев в Париж.
Пьер Карден встретился с руководителем СССР Юрием Андроповым и убедил, что Страна Советов может гордиться не только балетом и цирком, но и современной рок-оперой. Добро на гастроли театра во Францию было получено.
Удивительный факт, но Николай Караченцов являлся бессменным исполнителем роли графа Резанова на протяжении 24 лет. Он и в 60 продолжал петь с любовью и страстью «Ты меня никогда не забудешь. Ты меня никогда не увидишь…»
В честь знаменитой рок-оперы монетный двор Польши в 2011 году отчеканил серебряную монету достоинством 1 новозеландский доллар с портретами Караченцова и Шаниной.
В каких фильмах блистал Караченцов
В кино Николай Караченцов начал активно сниматься после триумфа «Тиля». Первый успех пришел после одной их главных ролей в экранизации пьесы Александра Вампилова «Старший сын».
По оценке критиков, молодой актер сыграл блестяще, искренне передав эмоции и переживания своего героя.
Начиная со второй половины 1970-х годов Караченцов становится одним из наиболее снимаемых советских актеров. При этом все сложные каскадерские трюки в картинах он всегда исполнял сам.
И пел тоже сам. Дебют состоялся в музыкальной комедии Яна Фрида «Собака на сене», где Караченцов предстал в роли маркиза Рикардо.
Зрители наверняка помнят сцену, когда маркиз исполнял серенаду «Венец творения, дивная Диана…», а высокие ноты за него вытягивал голосистый помощник.
Ярких киноролей в биографии актера множество. Достаточно вспомнить гангстера Урри из фильма «Приключения Электроника», ковбоя Билли из «Человека с бульвара Капуцинов», благородного жулика Джеффа Питерса из «Треста, который лопнул» или главного героя сериала «Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского».
Всего в послужном списке Николая Караченцова более 100 ролей в кино.
Караченцов и Беларусь
В 1983 году на киностудии «Беларусьфильм» режиссер Игорь Добролюбов снял картину «Белые Росы», сценарий к которой написал Алексей Дударев. Получилась трагикомедия об урбанизации, о поглощении деревни городом, конфликте старого и нового. А еще о людях, грусти и надежде.
Роль одного из трех сыновей 80-летнего Федора Ходаса исполнил Николай Караченцов. Его Васька – вроде как балагур и весельчак, а на самом деле – натура тонкая, ранимая, глубокая.
«Белые Росы» снимали в Гродно и его окрестностях. Многие местные жители наблюдали за съемочным процессом. Некоторые участвовали в массовках.
Особо смелые расспросили, почему Караченцов снимается в этом фильме. Он ответил, что много слышал о Беларуси и ему хотелось поучаствовать в истории, рассказывающей о том, как уходит деревня. Мечта сбылась именно в фильме «Белые Росы».
В киноленте звучит песня «Страдания», написанная поэтом Михаилом Таничем и композитором Яном Френкелем. После премьеры она стала необычайно популярной. В разные годы ее исполняли Андрей Миронов, ВИА «Верасы», Дмитрий Колдун и сам Ян Френкель. В «Белых Росах» строчки о том, что «Обломал немало веток, наломал немало дров» Караченцов пропел сам.
Одна из забавных и запоминающихся сцен в картине – это когда Васька играет на гармошке, сидя в гнезде аиста.
По воспоминаниям участников съемок, Караченцов боялся высоты. На дерево его поднимали при помощи пожарной лестницы. Снимали оттуда таким же способом.
Только за первый год проката в СССР фильм посмотрело 36 млн человек.
Николая Караченцова любили. Фильмы с его участием смотрели и продолжают пересматривать. К актерской славе относился сдержанно.
«Я снимаюсь не для того, чтобы меня узнавали на улицах, а чтобы приносить людям радость. Вообще к популярности нужно относиться трезво, просто как к данности. Я знаю много популярных людей, поэтому могу сказать, что популярность – не есть мастерство и талант. Очень много дутых фигур, которые быстро лопаются как мыльный пузырь. Не хотелось бы попасть в этот разряд», – говорил он.
Как Караченцов вернулся в «Белые Росы»
В ночь с 27 на 28 февраля 2005 года Николай Караченцов попал в аварию. Он 26 дней пролежал в коме. Еле выжил.
В мае 2007 года Караченцов все же сумел подняться на сцену, чтобы показаться зрителям во время гала-концерта «Звезды сошли с небес…». Потом участвовал в презентации своего компакт-диска «Я не солгу!».
Он практически не говорил. Передвигался преимущественно в инвалидной коляске. Супруга считала, что для реабилитации и выздоровления Николаю нужно чаще бывать на людях.
Последовало лечение в Израиле, клиниках Китая с травами, массажами, иглоукалыванием. Состояние здоровья актера то улучшалось, то опять становилось плохим. Выступать и сниматься он не мог.
Так думали все. Но молодой белорусский режиссер Александра Бутор в 2013-м задумала снять фильм «Белые росы. Возвращение», сценарий к которому написал все тот же Алексей Дударев. Она твердо решила, что в картине должен появиться Караченцов, пусть и на несколько секунд. И смогла убедить в этом актера и его жену.
В фильме постаревший Василий Ходас в исполнении Караченцова появляется в финальном эпизоде, где произносит лишь одну фразу: «Это я, Маруся. Я пришел».
Простой и бесшабашный – все тот же Васька
Ровно через 12 лет после первого ДТП, прямо день в день, 27 февраля 2017 года Караченцов вновь попал в серьезную аварию. За рулем была жена.
При столкновении автомобиль перевернулся, но обошлось без серьезных травм.
Чуть позже у актера обнаружили онкологическое заболевание. А 26 октября 2018 года в канун своего 74-летия Николай Петрович Караченцов умер из-за отказа почек.
Прощание с актером прошло в театре «Ленком». Был там и Алексей Дударев
«Глаза Караченцова никогда не врали. Даже на пике успеха он не чувствовал себя небожителем. Помните сцену из фильма, когда его Васька сидит в гнезде с гармошкой? Вот это – о нем самом. Как бы высоко он ни поднимался, всегда оставался человеком земли. Таким же Васькой. Простым, где-то бесшабашным, до ужаса ответственным и, самое главное, способным на большую, глубокую, вечную любовь», – точно подметил сценарист и драматург.
Николай Петрович жил и творил с азартом. Очень боялся не сыграть что-то действительно важное, поэтому все время торопился, как будто подгоняя сам себя. Надо бы, наверное, помедленнее, но он не умел…