От денежных реформ до моратория — история белорусских цен

Человечество придумало деньги, чтобы упростить товарооборот, но теперь вынуждено вечно бороться с инфляцией.

В странеОбществоЭкономика
Поделись с друзьями

Есть люди, которые утверждают, что в былые времена цены не менялись никогда. В подтверждение этих слов они показывают советскую ложку из нержавейки, на которой цена выгравирована на века. На самом деле, цены, конечно, не были такой твердыней экономики.

От денежных реформ

Даже в относительно стабильных условиях, как в Швеции, где уже давно не было войн и потрясений, ценники не стоят на месте. В известной всем трилогии «Карлсон, который живет на крыше» один из главных героев любил пятиэровые монетки – аналог наших пяти копеек.

События жизни Карлсона и Малыша происходят в 1950-е. Уже тогда монеты в 5 эре мало что значили, а теперь это просто сувенир. Даже на крону в Швеции почти ничего не купишь. Литр молока стоит примерно 14-15 крон. Другие страны – не исключение. Размер цены вечным не бывает.

Наше прошлое

В БССР, как и по всему Союзу, цены еще как менялись, хоть и были стабильные периоды. Предпринимались разные меры, чтобы или затормозить их рост, или даже снизить. В конечном итоге цель была одна – дать возможность людям покупать базовые товары в нужном количестве. Например, в какие-то периоды для этого вводили карточки (и не только в СССР).

Так было, в том числе, во время войны и после войны. В Союзе в декабре 1947 года решили уйти от карточек, то есть за несколько лет до того, как это сделали англичане. В советских газетах было опубликовано совместное постановление Совета министров и ЦК ВКП(б).

Власти не только отменили карточки, но и придумали, как изъять излишний объем наличных денег (основной способ – обмен старого образца дензнаков на новые). Это классический случай, когда необеспеченная товарами денежная масса была одной из причин роста цен. Тогда это почти прямым текстом признавали на официальном уровне.

«Однако сокращение государственной и кооперативной торговли предметами широкого потребления и увеличение спроса населения на колхозных рынках привели к резкому повышению рыночных цен, которые в отдельные периоды были выше довоенных цен в 10-15 раз», – говорилось в преамбуле постановления.

Поэтому, кроме изъятия избыточного нала, правительство еще и убрало двойную систему цен: «карточных» и «свободных» коммерческих. Почти во всей торговле цены стали директивными, то есть их устанавливали сверху.

Сначала, в 1947 году, в среднем цены оказались выше довоенных. По некоторым данным, более чем в два раза. Потом несколько лет подряд центральная власть принимала постановление об их снижении, о чем трудящихся оповещали через газеты.

Конец 1960-х. ЦУМ - Sputnik Беларусь, 1920, 30.12.2024
Конец 1960-х. ЦУМ © Photo : Social media page of Minsk Photo History News

После хрущевской денежной реформы 1961 года наступила относительно стабильная эпоха, которая продлилась почти 30 лет. Все это время по стране ходили деньги одного образца, а цены почти не менялись. Хотя практика «коммерческих» цен параллельных с «государственными» в разных сегментах торговли иногда практиковалась.

Были и другие нюансы. Некоторые товары могли стоить по-разному в разных уголках СССР из-за так называемых «ценовых поясов» (всего их было три). Например, известная банка рогачевской сгущенки в первом и втором поясах стоила 55 копеек (в том числе в БССР), а в третьем – 62 копейки. К третьему относились удаленные территории, такие как Крайний Север.

Парадокс был в том, что жители третьего пояса не обязательно страдали от более высокой цены. Если в столице союзной республики сгущенка практически всегда имелась на прилавке, то в периферийном городе она могла быть дефицитом. На Крайнем Севере зарплаты, как правило, были выше, а разница в цене не очень-то заметна. Главное, что сгущенку можно было купить, а не достать по блату.

В последние годы проблемы с ассортиментом в ряде районов СССР усугубились. Не зря еще в 1983 году Юрий Визбор написал песню «Волейбол на Сретенке», где продавец узнает друга детства и расстраивает его: «Конечно, помню волейбол, но мяса нет».

Потом были павловская денежная реформа, товары по талонам, инфляция и прочие прелести…

Ковид и мораторий

После распада СССР Беларусь пережила и другие волны товарного дефицита, высокие темпы инфляции. Ситуация более-менее стабилизировалась в 2016 году, и в стране прошла денежная реформа. Но в 2020 году появились инфляционные риски из-за глобального ковидного кризиса.

В марте коронавирусного года правительство директивно ограничило повышение цен. Увеличивать их можно было только на 0,5% в месяц. Исключения могли делать по решению специальной комиссии при Совмине. Однако уже в середине апреля это отменили.

Но госрегулирование цен все равно осталось в отношении социально значимых товаров. В список вошли базовые продукты питания. Например, это картофель, молоко, хлеб, макароны, сливочное масло и так далее. Торговые надбавки по этим позициям ограничили.

Мужчина покупает продукты в гипермаркете Магнит - Sputnik Беларусь, 1920, 30.12.2024
© Sputnik / Артур Лебедев

К теме регулирования цен власти вернулись в октябре 2022 года, потому что годовой темп инфляции тогда существенно вырос — более 17%. Президент Беларуси Александр Лукашенко фактически объявил ценовой мораторий.

«С 6 числа (октября 2022 года — Sputnik) запрещается всякий рост цен. За-пре-ща-ет-ся! С сегодняшнего дня. Не с завтрашнего дня, а с сегодняшнего. Чтобы за сутки не накрутили цены. Поэтому с сегодняшнего дня рост цен запрещается. И не дай бог кто-то по бухгалтерии проведет задним числом что-то, какие-то расчеты, перерасчеты», — сказал он тогда.

Глава государства поручил чиновникам разработать за время моратория правила госрегулирования цен. Вскоре они были утверждены. Появилось знаменитое постановление №713, которое действует до сих пор. Его неоднократно меняли. Например, ограничения снимали с торговли живыми цветами и предметами роскоши.

Что имеем

Основная суть постановления 713 – «потолки» торговых надбавок, выраженные в процентах. Но есть и фактически директивно назначенные цены. Это касается яблок и базового «борщевого» набора овощей. Например, килограмм белокочанной капусты в январе 2025 года должен стоить не дороже 1,33 рубля, а в феврале – 1,4 рубля. На практике это означает, что в большинстве случаев в магазине этот продукт именно столько и стоит.

А еще с 17 января 2022 года в стране действует система социальных скидок для пенсионеров, многодетных семей и других слоев населения. Оформлено это в виде соглашения всех крупных торговых сетей с Министерством антимонопольного регулирования и торговли. Оно постоянно продляется на несколько месяцев.

Очередная пролонгация была совсем недавно (в декабре 2024 года) на первый квартал 2025-го. По данным министерства, за почти три года действия скидок более двух миллионов человек сэкономили примерно 100 миллионов рублей, то есть приблизительно по 50 рублей на одного покупателя. При этом скидки даются только на социально значимые товары и только тем льготникам, которые оформили специальную дисконтную карту в конкретной торговой сети.

Пенсионеры в продуктовом магазине - Sputnik Беларусь, 1920, 30.12.2024
© Sputnik / Виктор Толочко

К этой мере и госрегулированию цен в целом относятся по-разному. Кто-то считает, что есть риск товарного дефицита и отложенная инфляция. Другие указывают, что у торговли хватает «жирка», который можно и снять в пользу населения.

В любом случае, медленный или быстрый, но рост цен присутствует. Это всегда закладывается в экономические планы правительства. Например, к концу 2025 года власти хотят удержать инфляцию на уровне 5%.

Макароны подешевели

Давайте посмотрим, как за год поменялись цены на некоторые, наиболее популярные, товары из списка минимального набора продуктов. Всего там 42 пункта – возьмем наиболее ходовые. Так как Белстат еще не успел посчитать средние цены за декабрь 2024-го, сравниваем ноябрь 2024 года с ноябрем 2025-го.

Хлеб всему голова – начнем с него. Килограмм пшеничного из муки высшего сорта стоил в ноябре 2024-го в среднем 4,21 рубля – плюс примерно 6,3% за год. Ржаной хлеб дошел до отметки в 2,92 рубля (плюс 11%).

Макаронные изделия радуют снижением цены на 1,6% (3,17 рубля на ноябрь 2024 года). Отдельной строкой в статистике идет категория «Вермишель, лапша», и вот тут рост на 5,8% (до 3,1 рубля).

Другой популярный и более полезный гарнир – гречка. Здесь солидное удешевление на 19,6% (2,55 рубля). А вот с рисом ситуация совсем другая: подорожал более чем на 27% до 5,24 рубля. Перловка прибавила на 2,6% (до 1,56 рубля).

В списке основных продуктов, конечно, есть и картофель. Есть над чем задуматься: плюс 38,7% до 1,04 рубля. Кстати, не будем забывать, что в холодный сезон цена на немытый картофель жестко ограничена. К примеру, в этом январе в магазинах она не должна быть выше 1,12 рубля.

Молоко подорожало на 9% до 2,15 рубля за литр.

Переходим к более серьезной пище. Говядина, кроме бескостного мяса, – плюс 13,4% (до 12,36 рубля за 1 кг). Курица стала дороже почти на 4,3% (до 6,38 рубля).

Соль в ноябре 2024-го стоила 75 копеек за 1 кг. Это примерно плюс 7%. Вредный, но такой сладкий сахар – это особо регулируемый товар. Цена не может подниматься выше определенного уровня. По данным Белстата, уже год это 2,61 рубля.

Далее абстрагируемся от минимального набора продуктов, утвержденного правительством, и посмотрим на более-менее премиальные товары. Икра из лососевых рыб все больше отдаляется от ежедневного рациона, ведь цена за килограмм превысила 246 рублей, то есть рост за год – 42,7%.

Красная икра, архивное фото - Sputnik Беларусь, 1920, 30.12.2024
© Sputnik / Алексей Насыров

Но это еще не рекорд. Вот литр оливкового масла в ноябре 2024 года стоил 69,3 рубля, а значит за год подорожание составило около 62,4%. Так что лучше заправлять салаты другими видами растительного масла, литр которых в ноябре в среднем стоил 5,44 рубля (плюс 4,6%).

И наконец, самая известная и популярная сладость – шоколад – выросла в цене на 22,2% до 42,26 рубля за килограмм. Впрочем, могло быть еще дороже. Как поясняли ранее Sputnikв «Белгоспищепроме», себестоимость шоколада увеличилась. На внутреннем рынке цены специально сдерживают за счет экспорта и прибыли кондитеров.

Что будет дальше

Незадолго до Нового года президент Беларуси Александр Лукашенко вновь затронул ценовой вопрос. Он поручил правительству придумать справедливую формулу формирования цен. Как именно она будет выглядеть, пока неизвестно.

«Может, даже не регулирование цен. Но должна быть формула ценообразования в Беларуси, чтобы не было так, как раньше: человек не успел зарплату получить – уже цены где-то выросли. Этого быть не должно», — обрисовал контуры будущей системы белорусский лидер.

Действительно, рост зарплат и рост цен всегда связаны. Эксперты Евразийского банка развития уже не единожды отмечали, что увеличение зарплат – это проинфляционный фактор. Давит на цены и растущий спрос, которому помогают льготные потребительские кредиты на отечественные товары.

Здесь, как отмечают эксперты, властям важно выдержать баланс между директивными мерами, ограничениями и ростом товарооборота. Будет такой баланс – будет умеренный рост цен, и большинство сможет обеспечить свои базовые потребности.

Источник: Sputnik

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.