Увлеченно, мастерски и с вниманием к деталям: как на заводе «Неман» делают стеклянные шкатулки в форме яйца?

ОбществоРегион
Поделись с друзьями

Пока хозяйки готовятся к предстоящему празднику (который в этом году одновременно отметят верующие двух конфессий), закупая продукты, продумывая, как покрасят яйца, по какому рецепту испекут куличи и сделают творожную пасху, работа кипит и в цеху стеклозавода «Неман», где, кроме как на привычной продукции, местные мастера тоже сконцентрированы на определенной тематической задаче. Здесь, как и обычно к праздникам, выпускают особые сувениры.

как на заводе "Неман"

Корреспонденты БЕЛТА побывали на старейшем заводе по производству изделий из стекла и хрусталя в Беларуси, узнали, что готовят к празднику на производстве и какой путь проходит изделие от задумки до воплощения в стекле.

как на заводе "Неман"

Рабочая температура выше 900 градусов и порядка 300 г стекломассы. Естественно, к этому в довесок самая главная составляющая — мастерство выдувальщика. Мы наблюдаем за работой Валерия Багинского, отдельщика выдувных изделий экспериментально-художественного участка стеклозавода «Неман», который в прошлом году стал лауреатом премии «Человек года Гродненщины». Визитная карточка мастера — стеклянный зубр.

как на заводе "Неман"

как на заводе "Неман"

«Вообще, количество стекломассы зависит от размера самого пасхального яйца, которое потом превратится в шкатулку, — говорит Валерий Багинский. — Есть много форм, но сейчас мы делаем среднее по размеру яйцо, для него нужно грамм 250-300. Это очень простое изделие». Он отмечает, что за многолетнюю работу на предприятии пока самое сложное, с чем приходилось сталкиваться, — это венецианская нить. «Там подготовительный процесс очень длительный, очень много нюансов, и процесс сам очень долгий. Это самое сложное пока, что доводилось мне делать. А вообще, каждый вид имеет свои особенности. Бывает и новый ассортимент, который нужно еще опробовать», — говорит мастер, который трудится на заводе без малого 50 лет. «У меня отец и мать работали на заводе. Пришел и я, понравилось, так и остался. Вот что-то получается», — скромно говорит он.

При выдуве шкатулки в форме яйца счет идет на секунды, процесс у печи очень скоротечный. К слову, за всю смену мастера делают несколько видов изделий. После выдува изделие охлаждается в печи для отжига (лере), где проводит от полутора до двух часов. И после медленного остывания попадает в руки опытных резчиков.

«Видите, яйцо к нам приходит с колпачком своеобразным. Нам нужно от него избавиться. С помощью алмаза мы делаем отметку и ставим в форму, здесь с помощью газовой горелки этот колпачок срезается. Все выходит ровно по отметке. На хрустальное изделие уходит минута на обрезку, а вот бокал или фужер (там стекло потоньше) — меньше времени нужно. Кстати, отрезанное отправляется на переплавку», — делится нюансами своей работы резчик на огне Елена Фурса, которая работает на заводе 35 лет. «Работа моя мне очень нравится, я все время на одном месте. За это время все привычно и несложно, даже интуитивно что-то делаешь. Но каждый день новый ассортимент», — добавляет она.

Большое внимание на производстве — контролю качества на каждом этапе. Полуфабрикат, который прошел отбраковку, идет на заправку края, чтобы сделать его нетравматичным, после чего изделие попадает в руки шлифовальщиков. Именно они придают ему изысканный вид — делают декор.

«Этот рисунок, в принципе, легкий, чтобы нанести узор на такое яйцо уходит минуты три у меня, даже меньше. Бывает нарезка и посложнее, ведь ассортимент у нас разнообразный. К Пасхе мы всегда готовим что-то, поэтому такие тематические изделия мне делать не впервой. А вообще, приятно, что то, к чему довелось и мне приложить руку, будет радовать людей. Когда видишь изделия, которые у нас сделаны, душа радуется», — рассказывает шлифовщица стеклоизделий Алла Шутова. На предприятии она с 2000 года. «Работа непростая, хотя, может, и кажется на первый взгляд, что легко. Мы обучение изначально проходим и только потом садимся за станок», — говорит женщина и добавляет, что искренне любит свое дело — ее вдохновляют сложные и интересные работы.

После этого этапа хрустальные изделия полируются в смеси плавиковой и серной кислоты, после чего хрусталь приобретает свой характерный блеск и прозрачность. И только пройдя все производственные цепочки, продукция запаковывается и готова найти своего ценителя.

Кстати, всему этому процессу предшествует большая работа художников, которые разрабатывают эскиз. Не все идеи ставят на поток, тут решает художественный совет. После одобрения эскиза конструкторский и литейно-механический отделы готовят металлическую форму будущего изделия, которую отправляют на производство, где мастера делают пробный экземпляр. Если все складывается, начинается массовый выпуск.

О последней разработке рассказывает главный художник предприятия Сергей Шетик. «Сложность при создании шкатулки-яйца была в определении массы стекла, чтобы и вес был нормальным и толщина. Для художника сложность — найти ту самую форму, соединить верх изделия с низом. Важна здесь четкость расчетов, — делится Сергей Шетик. — Процесс разработки нервный, ведь нужно рассчитать все от начала и до конца. Помню момент, когда посадка не сразу получилась. Но мы с коллективом все продумали, просчитали и с заданием справились».

Главный художник отмечает, что за 28 лет работы на стеклозаводе нужный опыт приобретен. «Но даже несмотря на это, когда делаешь любую форму (даже стакан и графин) впервые, это всегда нервы — получится или нет. Как нарежется? Как получится выдуть? И все это нужно просчитать. Все, конечно, хоть и начинается с эскиза, но мы работаем коллективом», — отмечает Сергей Шетик.

«Конечно, каждый художник мечтает и ждет, что его изделия будут радовать людей. Но бывают и разочарования. Удача бывает, скажу вам, очень редко. И пока изделие пройдет весь путь, ты уже улавливаешь, чувствуешь какой-то даже минимальный недостаток, несоответствие тому, как хотелось. А вообще, любая работа мотивирует. Хочется и дальше с коллективом реализовывать интересные идеи, государство нам в этом помогает», — добавляет Сергей Шетик.

К слову, у художников масса задумок, некоторые уже в следующем году будут радовать любителей особенных вещей, а есть и те идеи, над воплощением которых здесь еще предстоит потрудиться. «У нас есть еще ряд разработок, например целиком выдувная шкатулка. Мы пробовали сделать это в цветном хрустале. Для этого нужно отдельно варить стекло, задача сложная для технологов, ведь нужно поймать цвет, сварить его чистым, без воздуха и пыли. Это их заслуга», — отметил главный художник.

Кстати, в команде Сергея Шетика есть и молодые работники, которые пришли на стеклозавод и решили, что останутся. Так, заместитель главного художника Яна Давыдова уже четвертый год работает на стеклозаводе. Благодаря ее задумке воплощена одна из коллекций стеклозавода, которая пользуется большой популярностью. «Мы пополняем эту коллекцию, а также занимаемся другими заказами. Если к нам приходят без какой-то задумки, то тогда можно реализовать свои идеи. Так интереснее, но сложнее», — говорит Яна Давыдова. Она пришла на стеклозавод «Неман» после учебы в Академии искусств:

«Я всю жизнь рисую: сразу колледж, потом академия. На специализацию по стеклоизделиям попала случайно. Училась на «живописи», но надоело рисовать людей и пейзажи, и перешла на декоративное искусство, решила, что оно ближе и более понятно людям. Попала по распределению сюда. Отработав два года, стала ведущим художником. Очень нравится работать, интересно. Когда мы стали работать с БСК (Белорусская стекольная компания. — Прим. БЕЛТА), то стало больше заказов, поэтому трудиться стало еще более увлекательно».

Девушка признается, что, как и полагается творческому человеку, она бережет мечту. А именно — вернуть накладной хрусталь. «Это когда бесцветный хрусталь покрывается цветным и наносятся разные рисунки. Это старая технология, которая была популярна в Советском Союзе, но и сейчас она пользуется популярностью. К сожалению, на данный момент на заводе утрачена возможность создавать такое. Есть идеи, но нужен цвет. Надеюсь, что со временем мечта сможет воплотиться».

«Конечно, труд наших работников на каждом этапе непростой и кропотливый. Даже, наверное, нужно, чтобы человек обладал художественным вкусом. Ведь даже то, что находится на потоке, чисто механически не сделаешь. Нужен и глазомер, и эстетическое восприятие. Такому ремеслу нигде не учат. Все наши работники пока что учатся у нас на производстве. Поэтому так, от поколения к поколению, и передается мастерство. Конечно, хотелось бы, чтобы к нам приходила молодежь, чтобы они это подхватывали и несли нашу марку дальше», — отметила заместитель директора по идеологической работе и социальным вопросам ОАО «Стеклозавод «Неман» Валентина Набогез.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.