Таможенное управление Службы государственных доходов Латвии оказалось в центре внутреннего разногласия с Таможенной полицией по вопросу о допустимости ввоза белорусских минеральных удобрений.
Ключевым производителем карбамида в Беларуси является завод «Гродно Азот», который фактически монополизирует выпуск этого продукта в стране. Несмотря на введение санкций Евросоюзом против предприятия в конце 2021 года, его продукция продолжает попадать на европейские рынки через посредников.
По имеющимся данным, за девять месяцев прошлого года от реализации карбамида в ЕС белорусский завод получил более 6,5 млн евро. Этот обход санкционных ограничений и стал причиной спора между латвийскими контролирующими структурами.
В прошлом году Польша начала одну за другой включать белорусские компании-поставщики карбамида в список национальных санкций. В обосновании Польша четко указала, что единственным производителем карбамида в Беларуси является «Гродно Азот» — у других компаний нет соответствующего оборудования или инфраструктуры для производства. Еще ранее подобное решение приняла Литва.
После этого основным маршрутом ввоза белорусского карбамида в Европу стала Латвия. Данные Eurostat показывают, что в июне через Латвию проходило 65% всего белорусского карбамида, ввозимого в ЕС.
Материалы были переданы в Управление налоговой и таможенной полиции VID. Однако там отказались начинать уголовные процессы, установив, что в данном случае отсутствует состав преступления. В целом было принято четыре решения об отказе в возбуждении уголовного дела.
Суд ЕС снова отказался снять санкции с двух гродненских предприятий
Таможенное управление сотрудничало со Службой финансовой разведки и обжаловало решения об отказе в возбуждении уголовных дел. Заместитель директора Таможенного управления VID Сандра Карклина-Админе выразила в передаче надежду, что прокуратура примет во внимание аргументы, изложенные в жалобах.
Пока таможенники спорят друг с другом, товар хранится в свободных экономических зонах и на таможенных складах в Риге и Лиепае. В общей сложности это 6,1 тыс. тонн карбамида. К счастью, в отличие от аммиачной селитры, он не взрывоопасен.
Источник: Sputnik Латвия