В Беларуси с 2026 года намерены внедрить Централизованную информационную систему здравоохранения (ЦИСЗ). Одним из ключевых сервисов станет интегрированная электронная медицинская карта пациента. Благодаря ей удастся избежать ситуации, когда у человека хранится несколько медкарт в разных учреждениях, куда он обращался. В Министерстве здравоохранения рассказали Office Life, как будет функционировать единая электронная карта.

Где и как будут создавать единую медкарту?
— Карту пациента будут создавать автоматически в поликлинике по месту жительства. В нее будет внесена вся информация про пациента: его заболевания, результаты различных обследований, анализов, заключения врачей, назначения лекарственных препаратов, сведения о прививках и так далее (за исключением тех обследований, которые пациент проходил анонимно), — пояснили в Минздраве.
Если человек не закреплен за конкретной поликлиникой, то врач сможет запросить из ЦИСЗ сведения об оказании этому пациенту медицинской помощи в других организациях здравоохранения и внести эту информацию в карту.
Кто будет иметь доступ к электронной медкарте и нужно ли будет врачу получать согласие пациента, прежде чем ее просмотреть?
— Врачи смогут знакомиться с информацией в электронной медкарте независимо от проживания пациента и локации работы самого медика. В силу положений закона Республики Беларусь «О здравоохранении» получение согласия пациента не требуется для обработки его персональных данных в ЦИСЗ, — обратили внимание в Минздраве. — При этом для обработки персональных данных в локальных системах, функционирующих в организациях здравоохранения, такое согласие требуется.
Сведения электронной карты пациента будут доступны врачам как государственных, так и частных медучреждений. И те, и другие смогут вносить туда новые данные. Благодаря этому приносить на прием распечатанные заключения врачей, результаты анализов и обследований будет не нужно.
А сможет ли сам пациент посмотреть свою медкарту с компьютера или смартфона?

— Централизованная информационная система здравоохранения включает в себя еще один важный компонент — личный электронный кабинет пациента (предполагается, что его можно будет создать самостоятельно на платформе ЦИСЗ). Через этот кабинет сам пациент или его законный представитель смогут общаться с организацией здравоохранения, — объясняют специалисты Минздрава.
«ВИЧ — это не конец»: как молодой гродненец начал новую жизнь после диагноза
Среди базовых функций личного кабинета — запись на прием к врачу, диспансеризацию, просмотр результатов лабораторных исследований и результатов посещений медучреждений в целом.
При этом, если какой-либо врач обращался к информации в медкарте, пациент будет понимать, когда это произошло.
Также в личном кабинете можно будет просматривать выписанные электронные рецепты и больничный. К слову, именно в 2026 году ожидают трансформацию листков нетрудоспособности, в результате которой появится возможность оформлять их в электронном виде.
Попадут ли в карту анализы из частных медцентров и лабораторий?

Да, носить распечатки с собой будет не нужно.
— Создается также единая система, которая объединит результаты всех лабораторных исследований, причем неважно, сданы анализы в частном или государственном учреждении, — говорят в Минздраве. — Эти результаты будут вноситься в электронную карту автоматически, давать на это согласие каждый раз пациенту не требуется. Законодательством предусмотрена однократная дача согласия на обработку персональных данных. Просмотреть результаты анализов пациент сможет в своем личном кабинете.
Как уже ранее сообщал Office Life, в декабре начнутся приемочные испытания новой системы. К ЦИСЗ уже подключены 60 организаций разного уровня — от центральных районных больниц до РНПЦ.
По итогам опытной эксплуатации примут решение: готова ли система для ввода в промышленную эксплуатацию с января 2026 года.
В полном объеме платформа должна заработать к концу следующего года.
