Таксист о начале 2000‑х: старая «Волга» комфортнее нынешних дешёвых авто
В начале 2000‑х такси выглядело иначе: жёлтые «Волги», рации для связи и отсутствие навигаторов. Сегодня всё стало проще — водителям не обязательно знать город наизусть, ведь маршруты строятся автоматически в телефоне.

Фраза «Наши люди в булочную на такси не ездят» потеряла актуальность: теперь ездят, делятся фото завтраков и возвращаются домой всё на том же такси. Кажется, клиентов стало больше, находить их легче, а работать в современных автомобилях комфортнее. Но действительно ли это так? О чём тоскуют таксисты из нулевых и как изменилась сфера за последние два десятилетия?
«Сейчас много „подработчиков“, водители друг друга не знают». Такая атмосфера царила в такси нулевых
На встречу минский водитель такси Игорь приезжает на своем Nissan Almera — мужчина в профессии уже 23 года. Беседу назначает на время, когда на улице уже темно: в светлое время суток отсыпается после поздних смен. Говорит, что вечерние и дневные пассажиры совсем разные: с «поздними» работать проще — они расслабленнее и веселее. Ну, наверное, не мудрено: с работы домой едется всегда радостнее, чем наоборот.

— В такси я попал в 2002 году. Было это так: я занимался поиском работы (у меня высшее образование — я инженер радиоэлектроники), пытался устроиться в компанию мобильного оператора. Приехал на собеседование, а мне ответили, мол, можем вас принять, но только через полгода.
Иду я оттуда и думаю: «Куда мне на эти шесть месяцев податься?» И увидел «Волгу» таксопарка в районе Немиги. Подошел к водителю, спросил насчет работы. А он сказал: «Садись!» — и повез в свой автопарк. Там мы поднялись на второй этаж, водитель постучал в дверь с табличкой «Начальник четвертой колонны Ефимов» и обратился к своему руководителю: «Помните, вы мне обещали новую машину, когда я найду замену? Так вот — я замену привел!»
С этого и началась моя карьера в такси — быстро и сумбурно.

Игорь рассказывает: к тому моменту у него было около шести лет водительского стажа, он активно ездил за рулем. Тем не менее пришлось пройти трехдневную стажировку. Старший коллега объяснил, как пользоваться таксометром, рацией, что говорить клиентам, где проходить предрейсовые проверки и искать стоянки для такси. Позже, говоря о нынешней эпохе, Игорь расскажет, что сейчас никаких стажировок нет, иногда даже навыки новоиспеченных водителей не проверяют.
А еще, ностальгируя по тем временам, минчанин упоминает атмосферу, которая царила в коллективе автопарков. Это и поздравления друг друга с праздниками, и душевные посиделки после смен с обсуждением того, что произошло за день, и взаимопомощь по любым вопросам.
— Что-то где-то сломалось — по рации это сказал, попросил выручить — к тебе приедут. До такой степени, что можно было обратиться к коллеге в случае, когда бензин закончился, а залить топливо не за что. Просишь: «Слушай, займи денег» — приезжали и заправляли тебя, а ты потом отдавал.
Сейчас очень много «подработчиков», люди друг друга не знают.
Проверка налоговой: сколько нарушений выявили у таксистов Гродно в 2025 году

Правда, говорит Игорь, наконец создали неформальный клуб «ТаксоБро». Его идея в том, чтобы возродить те самые традиции и атмосферу взаимовыручки.
— Хотели объединить работников сферы, начать возрождать эти традиции. Даже виртуальное общение для таксистов имеет огромное значение: мы каждый в этой металлической капсуле проводим по много-много часов. С клиентами на какие-то профессиональные темы не пообщаешься, полезную для работы информацию не почерпнешь, — рассказывает таксист Максим, основатель клуба (он в сфере больше десяти лет). — Чатов для такси всегда было много, но там администраторы не работали так, как хотелось бы: постоянно была ненормативная лексика и тому подобное. Хотелось собрать компетентных людей — диспетчеров, парки, бизнесменов; тех, кто хочет нормального, здравого общения. Сейчас это выросло в клуб республиканского масштаба.

«Точно стало безопаснее»
Устраиваясь на самую первую «таксишную» работу, Игорь даже не знал, о какой зарплате идет речь — ему, повторимся, нужно было где-то временно поработать полгода. Но получив на руки первые деньги, он изменил свое мнение о такси.
— Когда я получил первую заработную плату, был удивлен, насколько она больше, чем на моем предыдущем месте работы. А руль, к слову, меня привлекал с детства: я любил наблюдать за водителями автобусов, внимательно следил, как отец водит машину… У бабушки в деревне всегда было интересно посидеть в каком-нибудь «газоне».

— Зарплата в плане уровня жизни позволяла чувствовать себя уверенно?
— Да.
— И увереннее друзей-инженеров?
— Пожалуй, да.
— На тот момент — в начале нулевых — заработок в такси был выше средней зарплаты по Минску?
— На тот момент сложно было сказать, что есть средняя зарплата. Уровень жизни людей зависел от курса доллара. Допустим, зарплата в долларах в этом месяце была меньше, чем в следующем, но тебе хватало на большее количество продуктов в магазине. А потом заработок в долларовом эквиваленте становился больше, но денег не хватало, потому что цены выросли. То есть все относительно.
Как, впрочем, и сейчас: кто-то из нас (и таксисты, и нет) доволен заработком, кто-то — не на сто процентов. Все относительно.

И Игорь, и его коллега Максим, который работает на десять лет меньше, сходятся во мнении, что за эти годы в такси точно стало безопаснее. Как минимум потому, что раньше приходилось возить с собой наличку — и таксисты были объектом повышенного внимания со стороны грабителей.
— Ограбления в нулевых? Были. Позже нападения тоже случались, но редко. Однако опасения по поводу того, что ты везешь незнакомого человека, которому может что угодно привидеться или присниться, до сих пор есть.
Игорь рассказывает про свои принципы безопасности: он не разрешает клиентам садиться за своей спиной — только с правой стороны. В машине — большое центральное зеркало, с помощью которого он может наблюдать за пассажирами.
Таксист раньше был как справочное бюро, а пассажиры разучились здороваться
Давайте о комфорте: если раньше о кондиционере в машине среднестатистический водитель такси и не мечтал, как и о дистанционном запуске зимой, то сейчас это базовые опции во многих популярных для пассажирских перевозок автомобилях. Правда, Игорь опять ностальгически улыбается: «Сидушки в „Волге“ 3110 были классные! Да и комфортнее она некоторых „бюджетников“ нынешних была».

А стало ли проще водителям благодаря навигаторам в смартфоне? Игорь про все эти онлайн-карты говорит раздраженно — мол, только от дороги отвлекают. Ему-то подсказки не нужны! Да и раньше по рации, на слух все вводные воспринимались лучше.
— Как понять, что таксист — старой школы? Во-первых, ездит без навигатора. Во-вторых, хорошо ориентируется. Я как-то раз увидел, что у пассажира точка Б стоит на нежилом корпусе (допустим, дом под номером 1 — это многоквартирник, а 1/1, куда вело приложение, — это электрическая подстанция). Я уточнил, туда ли нужно человеку, — он очень удивился и ответил, мол, вы первый водитель, который знает, что по адресу находится нежилое помещение.

Водители старой школы всегда знают, как сократить путь и объехать пробки: что 20 лет назад, что сейчас — заторы в Минске до сих пор в одних и тех же местах. Еще один пример — я никогда не встану на остановке, если создам помеху общественному транспорту. Вижу в зеркале, что сзади приближается автобус или троллейбус, — закатываюсь за остановку. Также я никогда не буду высаживать пассажира со второй полосы, когда крайний ряд занят припаркованными машинами.
По чем наш герой ностальгирует больше всего? По пассажирам — мол, сейчас все стали неразговорчивыми.
— Сейчас все стали какими-то… пугливыми, не такими приветливыми. Раньше многие любили поговорить, поплакаться. А теперь принимаешь заказ через приложение — хорошо, если пассажир хотя бы поздоровается.

Раньше ты приезжал на заказ — и сразу между тобой и человеком устанавливался контакт. Ведь ты не знал, куда человека везти, и нужно было уточнить адрес. Происходил диалог: пассажир, допустим, просил куда-то заехать и озвучивал свои пожелания. Чаще всего после небольшой беседы 90% людей были в расположении дальше продолжать общение. Ведь таксист для них был как справочное бюро — в хорошем смысле слова! Спрашивали о погоде, где поменять деньги, просили совета, в какой клуб или кафе сходить. Водители весь город знали досконально и всё могли подсказать — вплоть до расписания общественного транспорта. Сейчас не так.
Источник: Onliner
