Белоруска — о жалобах маршрутчиков на пассажиров: «А как пристегнуться, если ремни срезаны?»
20 февраля 2023 года, то есть год назад, на 9-м км автодороги Р69 (Смолевичи — Шацк) маршрутное такси столкнулось с груженным самосвалом, который выехал на полосу встречного движения из-за сломавшейся рессоры. В маршрутке находились 20 человек, 13 из них погибли, в том числе двое детей.
После этой трагедии часто сообщалось о серьезных проверках в сфере автоперевозок. За нарушения даже стали применять временное изъятие транспортных средств. Но вопросы у тех, кто регулярно пользуется маршрутными такси, все еще остаются.
В редакцию Onlíner обратилась читательница.
— Я читала, что водители маршруток жалуются: пассажиры, дескать, не пристегиваются в дороге или отстегивают почему-то ремни безопасности, а водителей потом за это штрафуют, — говорит она. — Что ж, у меня, к сожалению, совсем другой опыт. Я бы и рада пристегнуться, вот только очень часто нет никакой возможности это сделать.
Девушка рассказала, что ездит на маршрутных такси в Минске. Не слишком часто, скорее, время от времени.
— Может быть, у меня странные запросы, или я не привыкла к тому, как все устроено в этом виде транспорта. Но все слышали про аварию под Смолевичами. Кроме того, я в целом привыкла пользоваться ремнями безопасности в любом авто, где еду. И вот садишься в городскую маршрутку, а ремней там нет. Ну то есть вообще: поискал, руками пошарил — ничего похожего. Что делать, поднимать скандал? Люди как-то едут, все и всех устраивает, — отмечает собеседница.
Удивительно другое: недавно в одном микроавтобусе девушка нашла конструкцию ремня безопасности, но неполную.
— Было крепление, куда вставляется ремень, я уже обрадовалась. Пытаюсь достать сам ремень, а его нет. Я присмотрелась и, честно говоря, выпала в осадок: ремень кто-то срезал. Ну, или он так оборвался, я уж не знаю, но как-то подозрительно ровно. Да и не видела я прежде оборванных ремней, чтобы подумать, что такое возможно, — утверждает она.
По словам читательницы, в полупустой маршрутке она сменила несколько мест, пытаясь найти, где есть возможность пристегнуться.
— Справедливости ради отмечу, что одно такое место я нашла, ремень был. Правда, впереди, на спинке кресла, была жесткая ручка, наверное, как иногда шутят в тех же маршрутках, это место для удара головой. В общем, хорошо бы, чтобы водители маршрутных такси, прежде чем в чем-то обвинять пассажиров, внимательно осмотрели свои транспортные средства, — отметила девушка.
Возможно, ситуация отличается в сегменте междугородних маршруток. Ранее Межрегиональная ассоциация перевозчиков (МАП) совместно с ГАИ Гродненской области проводили исследование, в рамках которого выяснилось, что ремнями на постоянной основе пользовались около трети пассажиров междугородних маршруток.
«Кто-то считал это неудобным, кто-то стеснялся, некоторые признавались, что не знали о наличии ремней, хотя ими оборудованы почти все подобные транспортные средства. Водители постоянно напоминают перед началом поездки о том, что необходимо пристегнуться, но кое-кто игнорирует просьбы, а другие отстегивают ремень в пути», — рассказывала председатель МАП Оксана Мягкова.