Прошло 4 месяца с тех пор, как Литва ввела запрет на экспорт определенных автомобилей в Беларусь. И тысячи машин «зависли» в порту Клайпеды. За это время белорусы прошли все этапы принятия своего горя. Вместе с тем вариантов решения проблемы все еще не так уж и много, рассказывает журналист abw.by Валерия Попкова.
О ситуации с застрявшими автомобилями мы писали в конце лета. Что изменилось с тех пор? Как решается вопрос с доставкой машин в Беларусь? Как именно они попадают к своим владельцам и попадают ли вообще?
Самый известный сейчас вариант – вывоз автомобиля альтернативными путями. И многие машины уже приехали в Беларусь. Поэтому мы попытались получить соответствующие комментарии и обратились за ними к 4 крупным компаниям, которые занимаются пригоном машин из США и Европы. Однако трое из них отказались от разговора, ссылаясь на закрытость и конфиденциальность информации либо на отсутствие положительного результата. Вот так тема альтернативных маршрутов внезапно стала табуированной.
Однако представитель одной из компаний и двое частных перевозчиков все же согласились ответить на наши вопросы, хотя и пожелали остаться анонимными. Так что, альтернативные пути не работают? Не совсем так. Пообщавшись с разными людьми, мы узнали про четыре ныне работающих или находящихся в разработке альтернативных маршрута.
Четыре пути
Самый известный и популярный сейчас – это, конечно же, Грузия. Так, представитель компании, которая возит машины из США и Европы, рассказал нам, что недавно в Беларусь приехала особенная партия автомобилей, которые доставлялись по большому кругу – Клайпеда – Поти – Минск. То есть уже после введения нового пакета санкций.
– Конкретно в этой партии находились автомобили только наших клиентов. И если мы говорим про альтернативный маршрут для авто из США – то это в первую очередь Грузия. Срок такой доставки составляет 2 месяца из США в Грузию, еще 1 месяц из Грузии до Минска. Но это усредненные цифры, поскольку Америка – огромная страна, и все зависит от конкретного места покупки, а также от особенностей самого автомобиля: его размеров и технических характеристик. При этом все пути, где можно срезать пару дней, а то и недель, – нам уже известны, и, если это возможно в частном случае, мы это делаем. Что касается цены, то альтернативный путь для застрявших машин – это одна история; для тех, которые приобретаются по новой, – другая. А в саму стоимость доставки входят: фрахт (плата за перевозку груза владельцу транспортного средства. – ABW), документы, перевозка автовозом и кораблем, контейнер, работа водителей и прочее. Поэтому она не может быть низкой и никогда не была таковой для подобных маршрутов. Тем более сейчас все гайки закрутились из-за санкций, и каждый этап хоть чуть-чуть, но подорожал. Но это не означает, что все ориентировочные €5000 за машину получит именно логистическая компания. Исходя из тесного общения со многими компаниями-перевозчиками, могу предположить, что уровень доходности здесь – 5–10%. И это адекватно с точки зрения выживания на этом рынке.
А вот что про Грузию рассказал один из частных перевозчиков, благодаря которому в Минск приехало две машины и в течение нескольких дней прибудет третья.
– Сейчас я везу машины только своих клиентов, потому что это первостепенная задача. Хотя в принципе мы вывозим автомобили и других компаний. Что касается альтернативного пути, то здесь, конечно, очень много нюансов, поскольку автомобили начали выезжать только недавно. Путь еще не отлажен идеально, сроки большеваты. К тому же сложности есть и с оформлением машины в Грузии, так как бывает, что таможня не с первого раза выдает транзитные документы. Все из-за санкций. Поэтому оформление автомобиля – это не быстрый процесс. Но все авто, которые мы везем, – мы вывозим. Например, сейчас в Клайпеде осталось 3 клиентских автомобиля. Все остальные – на пути в Беларусь. Если мы говорим про вывоз тралом из Клайпеды через Поти в Минск, то стоимость составляет около €5500, контейнером – €4100. Но это только доставка, портовые сборы в Литве оплачиваются отдельно. Что входит в саму стоимость доставки? Непосредственно доставка, оформление всех транзитных документов (а их действительно много), погрузки, разгрузки, хранение, сопровождение, а еще возможны некоторые непредвиденные (если вы понимаете, о чем я) расходы.
При этом все участники этого рынка прекрасно понимают, что сейчас существует вероятность того, что в будущем перестанет работать и этот, уже отлаженный, альтернативный путь. Как минимум потому, что Грузия в любой момент может присоединиться к санкциям.
– Конечно, вероятность есть. Но вместе с тем есть и другие альтернативные пути. Просто через Грузию сейчас удобнее всего вывозить. Что касается гарантий, то их действительно нет. Люди должны понимать это. Ни одна компания на рынке не даст гарантий, что авто 100% въедет, потому что есть куча факторов, которые зависят не от нас: начиная с политической обстановки и заканчивая форс-мажорами (утонет корабль, перевернется автовоз и так далее).
Второй маршрут, который уже многим известен, но еще не так популярен, – через Турцию. Цены здесь начинаются от €4000. Но эта стоимость считается очень «сладкой». А вот средняя цена маршрута не сильно отличается от грузинского. При этом, по словам еще одного частного перевозчика, сервис в этих двух странах – не сопоставим.
– Грузия – это маршрут на поверхности. Он возник, когда была острая необходимость вывозить машины именно из Клайпеды. А поскольку там в основном стояли «битки», с которыми турки не очень хотят работать, то все выбирали оптимальный маршрут. Сейчас ситуация изменилась. При этом Турция еще не так популярна, как Грузия, из-за очень дорогих портовых услуг в Стамбуле и из-за того, что местные порты не подготовлены к работе с таким объемом и грузом такого характера, как автомобили. Но мы верим, что рано или поздно они научатся. Потому что сервис здесь лучше, да и сам маршрут быстрее. К тому же в Грузии есть одно слабое место – это горные дороги, на которых вдвойне сложно работать осенью, зимой и весной. Там и летом-то длинному автовозу трудно проехать, а в другие сезоны дела обстоят еще хуже. Поэтому в ближайшие месяцы Грузия станет не самым подходящим вариантом для доставки, и мы ожидаем ухудшения ситуации. Поэтому уже сейчас прорабатываем маршрут через Турцию, чтобы контейнеры не нуждались в перегрузке. Условно говоря, мы будем загружать машины клиентов в Америке и распаковывать их уже в конечном пункте – это Минск, Москва или Краснодар.
Помимо дорог в Грузии есть и еще один нюанс – машина оттуда может приехать, скажем так, не в полной комплектации. Это касается «битков», целые машины такому риску подвержены гораздо меньше. Но целых (очень дорогих) машин едет из Америки не так много – всего порядка 5%. Основная масса заказчиков в целях экономии покупают именно поврежденные машины. Главная проблема здесь в том, что не все перевозчики могут позволить себе досконально отследить путь авто от и до. Вот что по этому поводу нам рассказал наш собеседник (один из перевозчиков):
– Конкретно у нас не было случаев, что в Грузии кто-то что-то разбирал, потому что мы со своими партнерами работаем не первый год и у нас везде есть камеры. При этом в Клайпеде подобных случаев было много. Но я допускаю, что возможно где-то какие-то небольшие косметические повреждения были, учитывая, что порты Грузии не настолько подготовлены к работе с автотранспортом, как порты Клайпеды. Поэтому своим клиентам я рекомендую застраховать машину у смарт-брокера, особенно если она в идеальном состоянии или новая.
Именно учитывая все эти нюансы, наш читатель принял решение везти машину из Клайпеды через Турцию, а не Грузию. На данный момент он ждет ее прибытия в Стамбул.
Третий маршрут – самый секретный и таинственный. Все, что нам удалось узнать, – он проходит через Роттердам, крупный портовый город в Нидерландах. Этот путь существует и работает. И, насколько нам известно, им уже приехало несколько машин в Беларусь. Но в целом маршрут все еще в разработке и говорить про него никто не хочет.
И еще один «секретный» маршрут, о котором многие знают, но никто не хочет пока говорить, – через Казахстан. Некоторые крупные компании этот маршрут тоже уже прорабатывают.
Что по Клайпеде?
Еще летом на слуху было число 4000 – именно столько машин застряло в порту Клайпеды. Сколько их осталось сейчас, точно сказать трудно. Но уже не так много. Некоторые очевидцы и вовсе говорят, что стоянка стала полупустой. Поэтому, возможно, на сегодня речь идет лишь о сотнях машин. Ведь, по словам наших собеседников, все, кто был готов переплатить за новый маршрут и уехать, – либо уже это сделали, либо в процессе. Тем более не все автомобили принадлежали белорусам. Вероятно, там был довольно большой процент авто, которые везлись на продажу, в частности, на российский рынок. Оставить их там компании просто не могли. А вот физическое лицо могло. Тем более если расходы на доставку машины в Беларусь в итоге вылились бы в стоимость самой машины.
– Я допускаю, что какое-то количество машин в Клайпеде будет просто оставлено. Будут люди, которые, купив дешевые автомобили, не захотят платить большие простои и дополнительно тратиться на их вывоз. Что касается Клайпеды в перспективе, то точно ничего сказать нельзя. Но ситуация там очень сложная, нестабильная и непрогнозируемая. По сути, там нет никаких четких правил или законов, которые бы соблюдали таможенники и пограничники. Из-за чего ситуация просто абсурдная. Например, таможенники оформляют, а пограничники не пропускают. И это касается тех машин, который были куплены еще до санкций. Поэтому то, что творят их госорганы, – это настоящий беспредел, – рассказал частный перевозчик.
Вместе с тем начиная с 3 октября литовские таможенники перестали пропускать даже те машины, контракт на покупку которых был заключен до 1 июля и у которых есть та самая декларация от производителя. Потому что время, которое было дано литовским правительством после введения санкций, истекло. И, по сути, у людей осталось 4 варианта: согласиться на один из альтернативных маршрутов, попробовать вывезти машины самим, продать в Литве либо просто сдаться.