Как в Беларуси будут утилизировать старые электромобили?
Популярность электромобилей в Беларуси растёт, и вместе с ней — проблема утилизации батарей. Пока все заняты продажами и развитием зарядной инфраструктуры, вопрос переработки отработанных аккумуляторов остаётся в тени. А ведь именно батареи представляют наибольшую экологическую и техническую сложность.

Мир уже сталкивается с последствиями бума на электрокары. Фото с китайских свалок, где лежат сотни брошенных машин, облетели весь интернет. Причина — устаревшие модели, потерявшие интерес у покупателей. И хотя это кажется далёким, Беларусь тоже движется в этом направлении.
В идеале утилизацией должны заниматься автопроизводители. В Европе и Японии они уже строят заводы и тестируют технологии. Volkswagen перерабатывает батареи в Зальцгиттере, Nissan использует их повторно на своих предприятиях, Toyota и LG работают над совместным проектом. BMW планирует превращать старые аккумуляторы в энергохранилища.

А что в Беларуси? Наш автопроизводитель пока такие проекты не планирует. Переработка — дело не самое прибыльное, поэтому инвесторы не спешат в него вкладываться. Однако с батареями ситуация особая: из них можно извлечь ценные металлы, например, литий и кобальт, которые у нас не добывают, но которые критически важны для электроники.
Эту возможность изучают белорусские ученые. Недавно специалисты Физико-технического института НАН заявили, что разработали технологию, позволяющую извлекать из старых батарей до 90% ценных минералов.

«Если, как планируется, к 2030 году в стране будет 300 тысяч электромобилей, проблемой утилизации их батарей нужно заниматься уже сейчас, — отмечает один из авторов проекта Игорь Смягликов. — С учетом темпов развития индустрии вопрос станет острым через 6–8 лет».
А что на практике?
Производители дают долгую гарантию на батареи, но на деле проблемы часто начинаются через 3–4 года. Запас хода падает, и хотя современные аккумуляторы долговечнее, они тоже не вечны. Старые электрокары, например, Nissan Leaf первых лет выпуска, сегодня продают за копейки именно из-за сильно деградировавшей батареи.
Сдать такой автомобиль на утилизацию можно, но централизованной системы, как в Европе, у нас нет. Владелец должен сам разобрать машину: снять аккумулятор, убрать пластик и стекло. Металлический кузов можно сдать в «Вторчермет» и даже получить за это деньги. А вот с батареей все сложнее.

Единственная организация, которая принимает их у населения, — «БелВТИ». И важный нюанс: забирают их бесплатно, то есть денег не дают, но и за утилизацию не берут. Привезти батарею нужно самостоятельно. Пока что литий-ионные аккумуляторы в Беларуси не перерабатывают, а только складируют.
«Сдают их пока немного, — говорит главный инженер «БелВТИ» Александр Дятко. — Но хранить их нужно в особых условиях, так как они могут самовозгораться. Места пока хватает, но с ростом числа электромобилей проблема становится все острее».
Какое предлагают решение?
По информации abw.by, ученые видят выход в глубокой переработке. Они предлагают использовать метод гидрометаллургии, который позволяет с помощью химических реагентов и температуры извлекать ценные металлы в виде порошков, готовых для дальнейшего использования.
«У нас есть вся необходимая научная база и оборудование, — говорит Игорь Смягликов. — Планируется создать экспериментальный участок, который сможет перерабатывать до 10 тонн батарей в год».

Это скромный объем (одна батарея весит около 500 кг), но это начало.
Пока кажется, что проблема где-то далеко. Но машины уже выходят из строя — из-за возраста или аварий. И просто копить опасные батареи — не вариант. Начинать искать решение нужно уже сейчас, чтобы через несколько лет не столкнуться с экологическим кризисом.
Читайте также на Newgrodno.by: Ажиотаж вокруг квот: как поменялись цены на новые электрокары
