Прошлый год в России запомнился чередой изменений порядка исчисления утилизационного сбора, а также неоднократным повышением ставок (в годовом выражении — на 75—80%). 2025-й тоже начался с новшеств: с первого мая для импортируемых из ЕАЭС автомобилей будет применяться новая формула расчёта «утиля». Проект такого постановления опубликовали пару недель назад. Вероятно, закроется лазейка для перепродажи машин из Казахстана, Армении, Беларуси и Кыргызстана в РФ. Как минимум она станет ещё менее выгодной.
В сути изменений редакция av.by разбиралась с Ильёй Колонтаем, директором компании «1-й автоброкер».
На перепродаже авто из ЕАЭС ставят крест?
— В 2024-м ставки утильсбора, а также правила его исчисления в России изменялись неоднократно. Как это отразилось на авторынке нашей страны?
— С прошлой нашей беседы минуло достаточно много времени, а изменений на рынке параллельного импорта автомобилей произошло уже огромное количество, и грядут очередные, о которых расскажу дальше.
— Корректировки осенью 2024 года сильно подкосили рынок. В новой редакции постановления Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колёсных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) появился злополучный пункт:
«…В отношении транспортного средства таможенные пошлины, налоги уплачены по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа в порядке, определённом Главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. При этом для транспортного средства, решение о выпуске которого в свободное обращение на территории Евразийского экономического союза принято не таможенными органами Российской Федерации, с даты такого выпуска до даты его отчуждения в пользу гражданина Российской Федерации должно пройти не менее 12 месяцев».
Именно этот пункт поставил крест на моментальной перепродаже в Россию свежерастаможенных машин недорогого ценового сегмента. Потому как именно авто в ценовом диапазоне 20—40 тысяч долларов — неважно, американские «битки», европейская или корейская «бэушка» — в основной массе были предметом интереса перекупщиков.
— В 2024-м данный ценовой сегмент сильно сократился и начал ввозиться, растаможиваться напрямую в РФ на конечных покупателей, потому как барьер, установленный новыми изменениями в виде коммерческого утильсбора, поставил под большой вопрос рентабельность покупки в странах ЕАЭС автомобиля для личного пользования либо дальнейшей перепродажи.
Но главный удар по этому ценовому сегменту (20—40 тысяч долларов) нанесло введение санкций Евросоюза, касающихся объёма двигателей, клиренса и гибридных силовых установок. Расходы по доставке в $2 000 с перевозкой через Беларусь максимум за неделю превратились в 5 000—6 000 долларов, причём с «кругосветкой» по 6 000 километров.
— Как сейчас будет выглядеть формула расчёта утилизационного сбора для авто, ввезённых из стран ЕАЭС?
— Опубликованный проект очередных новшеств по утилизационному сбору (от 24 февраля 2025 года) предполагает если не совсем поставить крест на перепродаже автомобилей из стран ЕАЭС, то как минимум получить дополнительные рычаги в борьбе с перекупщиками и серыми поставщиками.
Забегу вперёд и скажу: хуже, чем есть сейчас, уже не сделают. По крайней мере, планируемыми нововведениями в том виде, в каком они есть. Потому что они как нормативный документ сырые. Если при предыдущих изменениях было чувство, что кто-то крайне грамотно консультирует Минпромторг России и с каждой поправкой по «утилю» в угол загоняют всё сильнее, то грядущие корректировки выглядят жалко.
— Единственный действительно полезный пункт, который они содержат, — возможность уплатить утильсбор в тройном размере в случае, если какой-то марки и модели автомобиля, ввозимого в Россию (и он ранее растаможен по таможенной декларации), нет в перечне ФТС (Федеральной таможенной службы).
Хотя будем честными: большой пользы этот пункт не принесёт, потому как ситуации, для которых он применим, единичные. Это скорее погрешность во всём объёме ввозимых авто.
— Если сейчас автомобиль поступил в страны ЕАЭС по ТПО (таможенному приходному ордеру), его объём двигателя — до 3,0 литра, а также прошёл один год с момента растаможки, то «физик» в России платит 3 400 или 5 200 российских рублей за утилизационный сбор. Это около 40 и 60 долларов соответственно.
— Максимально простым языком поясню: цель новой формулы — попытаться обязать покупателя автомобиля из ЕАЭС заплатить утильсбор в России в большем размере, чем положено по действующему сейчас законодательству. Только потому, что этот покупатель нашёл либо растаможил автомобиль в Беларуси, Армении, Казахстане или Кыргызстане дешевле, чем если бы эту же машину он привёз и растаможил в России.
— Тяжело говорить фактами о предполагаемых поправках, потому как они сырые.
Все прекрасно понимают: данные изменения нацелены на автомобили, которые растаможиваются по ТПО в станах ЕАЭС по заниженной стоимости. Но эти же авто уплачивают коммерческий «утиль» при оформлении в России.
Физлица будут платить за машины из ЕАЭС втрое больше?
— Как формула будет работать с автомобилями старше трёх лет, в новых корректировках прямо не указано. Возможно, станет применяться следующая оговорка из текста проекта постановления:
— То есть «физику» вместо 5 200 RUB придётся заплатить 15 600 российских рублей.
Объясню, почему думаю, что может быть именно так… Перечень средних стоимостей машин формируется на основании данных ФТС об автомобилях, ввозимых по таможенной декларации, иначе говоря — юридическими лицами.
Ни один руководитель юрлица, будучи в здравом уме и твёрдой памяти, не начнёт завозить на растаможку в Россию бэушные авто старше трёх лет, потому что это не имеет абсолютно никакого экономического смысла из-за размера коммерческого «утиля». Поэтому у ФТС не будет данных о средних стоимостях такой категории автомобилей.
— В проекте постановления есть пункт о формировании перечня автомобилей на основании следующих условий отбора информации:
«- транспортные средства оформлены с применением декларации на товары, выпущенной таможенными органами Российской Федерации в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления;
— решение о выпуске транспортных средств принято в течение 3 лет, предшествующих дате выборки».
Последний список у нас — от 4 февраля 2025 года. Ввоз по декларациям осуществляют юрлица, а значит, сейчас, исходя из перечня автомобилей ФТС, можно оспаривать стоимость лишь экземпляров в возрасте до трёх лет.
Далее по тексту поправок: «Информация о марке, модели и средней стоимости группируется по дате производства транспортного средства (до трёх лет, от трёх до пяти лет, свыше пяти лет)».
Пока такого перечня со средними стоимостями машин возрастом 3 года — 5 лет и более попросту нет. Как они его хотят создать и как на него опираться, я не представляю.
Ведь если с новыми или свежими авто всё понятно, то после трёхлетней эксплуатации три идентичных автомобиля от трёх разных собственников будут в абсолютно разном техническом состоянии и, соответственно, с неодинаковой ценой для различных рынков.
Они хотят это как-то уравнять и усреднить для последующего использования в расчётах «утиля»? Утопия и мартышкин труд госслужащих, которых обяжут составлять такие списки.
— Допустим, всё-таки создадут на основе статистики стоимостей по автомобилям, ввезённым физлицами на прямую растаможку, но цена в таком случае неизменно будет ниже прайса, за который это ТС купили в ЕАЭС. Смысла данной формулы для машин старше трёх лет я не вижу.
«Полагаю, правки будут касаться только автомобилей возрастом до трёх лет»
— Поговорим о применимости новой формулы к автомобилям до трёх лет. Простите, как они собираются делать доначисления, если хотят учитывать сумму затрат плательщика на приобретение автомобиля?
Растаможили мы в Беларуси, к примеру, Mercedes-Benz G-Class (G63) или любой другой свежий и достаточно дорогой автомобиль, оформили договор купли-продажи. Раз по новой формуле планируется брать в расчёт сумму затрат плательщика «утиля» на приобретение транспортного средства до уплаты утилизационного сбора на территории Российской Федерации, то продавец автомобиля в Беларуси укажет более чем весомую сумму расходов своего клиента на покупку такого авто. И куда пойдёт эта формула расчётов дальше?
Скажут, что в ТПО слишком низкая цифра для подобного транспорта? Так машину у «физика» купили, он столько-то заработал, а покупателя устроила названная сумма.
— Начнут «пинать» за то, что сделка проводилась за «наличку», нет подтверждения перевода и в целом это валютная операция? Друзья, давайте честно… Это не тот ценовой сегмент автомобилей, при работе с которым люди не думают, что они делают.
Откроют счета и будут «гонять» деньги из России в Беларусь по банкам, официально. Даже «платёжку» в таможне приложат, мол, денежку за конкретный автомобиль конкретно в такой сумме перечислили.
Если в Беларуси банки начнут косо смотреть на такие операции — окей. Люди поедут в Кыргызстан, там как раз таможенную сетку опустили, с переводом и снятием денег точно не возникнет никаких проблем. Так машину ещё и на учёт поставят. И официальный, «гаишный» ДКП (договор купли-продажи) с печатью сделают.
— Мертворождённые какие-то правки… Либо их не примут, либо они не будут работать по тому сегменту автомобилей, на который нацелены. Пострадают в итоге простые покупатели, отправляющиеся искать машину для себя в ту же Беларусь.
«Россияне сами отсеются из-за слухов вокруг авто из РБ»
— Корректировки направлены на дорогие и крайне дорогие автомобили, которые даже с коммерческим утильсбором (в РФ) всё равно выгодно растаможить в Беларуси или Кыргызстане по ТПО. Однако, помимо основной цели, они проходятся по всему рынку катком, убеждая: если хочешь приобрести себе автомобиль из-за границы, нужно «таможить» напрямую в России, а не искать его в ЕАЭС.
— Как они повлияют на авторынок Беларуси?
— Скорее, не сами правки влияют на рынок, а шумиха, которая вокруг них поднимается. Повторю ещё раз: в текущем виде это мертворождённые изменения. Бóльший вред наносит ФНС России (Федеральная налоговая служба), которая начала «клепать» протоколы на физлиц за валютные операции по покупке автомобиля в той же Беларуси. Как мне кажется, это беда посерьёзнее, она отпугивает потенциальных покупателей.
Закрыть импорт как раз и не пытаются, а хотят обязать всех игроков на рынке везти автомобили и растаможивать их напрямую в России с уплатой всех платежей, без какой-либо экономии. С учётом всех изменений и историй про доначисления как от ФТС, так и от ФНС на ум приходит только одна пословица: «Скупой платит дважды, глупый — трижды».
— Случаев с доплатами от налоговой и таможни в российской судебной практике уже хватает.
Думаю, в скором будущем в Беларуси «физики», привозившие автомобили для перепродажи, в качестве покупателей на свои машины будут видеть только белорусов. Россияне сами отсеются из-за возникающих впоследствии проблем и слухов.
— Какие бренды, модели и ценовые сегменты окажутся под наибольшим ударом?
— Всё, что сейчас везётся альтернативными путями (вместо задействования льготников). Прицел именно на эти автомобили, да и в целом на сегмент $60 000 и выше. Но попутно может зацепить всех.
Если эти правки изменят так, чтобы они реально смогли работать, то с их введением придёт конец перепродажам в Россию.
— Будут ли российские покупатели/перекупщики скупать все доступные для привоза машины, чтобы успеть до 1 мая 2025-го?
— Если и будут «выгребать», то экземпляры до трёх лет. Когда есть смысл заплатить коммерческий «утиль» и продать машину. Трёх-пятилетние автомобили станут брать только под конечного, уже имеющегося потребителя — под заказ.
Есть в проекте ещё один пункт. Подозреваем, что в скором времени таможня, помимо договора купли-продажи, будет запрашивать и платёжное поручение. Потому как покупка автомобиля — это валютная операция. А приобретение за «наличку» может привести к административному протоколу (за незаконную валютную операцию с нерезидентом РФ).
Вот это станет ударом по простым покупателям, ведь перевести 2—3 миллиона российских рублей для «физика» будет проблемой. Не сомневаюсь, если вопрос обретёт массовый характер, то его решат как с белорусской стороны, так и с российской. Но на фоне новостей о доплатах и штрафах от налоговой это отпугнёт потенциальных покупателей. И пойдут они стройными рядами за китайскими машинами, а не за «битками».
— Каких ещё изменений утильсбора в РФ ожидать белорусскому авторынку? Ведь любые корректировки напрямую отразятся на положении отечественной «вторички»…
— Сведения, используемые для подтверждения заявленной стоимости, должны основываться на достоверной и документально доказанной информации. Любые следующие действительно рабочие изменения «утиля» закроют российский рынок для наших продавцов. Такое вот Союзное государство…
Расчёты в Беларуси проводятся в белорусских рублях. Сумма в иностранной валюте указана как эквивалент для удобства восприятия информации.