Почему владельцы премиальных авто остаются на летней резине зимой: результаты рейда ГАИ Гродно

Авто
Поделись с друзьями

С 1 декабря зимние шины стали обязательными — требование действует до 1 марта 2026 года. В первый день зимы АвтоГродно вместе с сотрудниками ГАИ провели рейд и встретили водителей, оставшихся на «летней» резине.

Почему

Некоторые объясняли это тем, что в шинных центрах продают неподходящие комплекты, а владельцы премиальных авто сталкиваются с трудностями при переобувке. Инспекторы рассказали, в каких случаях за «лето» можно отделаться предупреждением, а когда назначается штраф, от чего зависит его размер и нужна ли зимняя резина для спецтранспорта (СПМ).

В рейд по улицам города мы выехали с заместителем командира взвода батальона дорожно-патрульной службы ГАИ УВД Гродненского облисполкома майором милиции Александром Красочкой и инспектором дорожно-патрульной службы батальона дорожно-патрульной службы ГАИ УВД Гродненского облисполкома Константином Тимощуком.

Почему

Инспекторы отметили, что с 1 декабря сотрудники ГАИ начинают усиленно проверять шины на автомобилях. Параллельно по всей стране с 1 по 5 декабря проходит акция «Зима – экзамен для водителя!» – ежегодная профилактика ДТП в холодный сезон и популяризация использования зимних шин.

Премиальные автомобили часто на «лете». В чем дело?

Останавливаемся на Подгорной и начинаем наш эксперимент. Хотя инспекторы отмечают, что ранее утром на Кабяка уже встретили 5 водителей автомобилей с летней резиной.

Почему

Первую на Подгорной тормозим Skoda Octavia – и сразу в глаза бросаются летние шины. Хозяин оправдывается, что как раз ехал на шиномонтаж. Несмотря на то, что это один из самых частных аргументов, в ходе дальнейшей беседы выясняется, что он как раз везет в багажнике зимние шины.

Почему

Рейд ГАИ Гродно - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

Рейд ГАИ Гродно - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

– Всегда есть место человеческому фактору, – отмечает Константин Тимощук.

Следующий автомобиль на проверке – премиальный электромобиль, за рулем которого оказалась девушка. На дисках – великолепный Michelin, но летний.

Рейд ГАИ Гродно - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

Девушка честно призналась, что не в курсе про обязательное использование зимних шин с 1 декабря. Водитель заверила: “Я только машину из Китая пригнала”.

Рейд ГАИ Гродно - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

– Увы, есть четкая закономерность: если автомобиль дорогой, то резина скорее всего будет летняя. Дело в том, что порой найти зимнюю шину на такие автомобили либо сложно, либо для ее покупки нужны существенные финансовые вложения. Водители так и говорят: “Я купил машину – уже денег нет” или “Мне нужно $1,5 тысячи, чтобы поменять шины”. Это самые типичные заявления владельцев премиальных автомобилей с летней резиной, – рассказывает Александр Красочка.

Зимняя резина для автомобилей премиального сегмента действительно стоит недёшево – цена на одно колесо часто достигает 800 рублей, особенно при большом диаметре диска. Нередко возникает ситуация, когда владелец дорогого автомобиля экономит именно на шинах.

Какие машины теперь нельзя снять с учета: обновленные правила в Беларуси

Рейд ГАИ Гродно - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

Сотрудники ГАИ Гродно парируют, что зимние шины приобретаются не на один сезон – при аккуратной эксплуатации они служат 4–5 лет. Однако в первую очередь важно помнить, что речь идёт о безопасности водителя, его пассажиров и других участников дорожного движения.

“Это не я!”

– Отдельная категория транспорта с летней резиной – автомобили с транзитными номерами или новые из автосалонов, за рулем которых продавцы, – продолжает майор. – Относительно водителей такси и других перевозчиков, переживать не стоит – их бы просто не выпустили на дорогу. Такие нарушения грозят большими штрафами и исключением из реестра. Но на всякий случай давайте проверим.

Рейд ГАИ Гродно - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

Рейд ГАИ Гродно - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

Инспектор Тимощук попросил притормозить ближайшее такси, обошел каждое колесо и с улыбкой сказал: “Все в порядке!”.

Следом инспекторы остановили еще два легковых автомобиля, владельцы которых успели заблаговременно позаботиться о замене шин.

Рейд ГАИ Гродно - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

Рейд ГАИ Гродно - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

Рейд ГАИ Гродно - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

Рейд ГАИ Гродно - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

Рейд ГАИ Гродно - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

Рейд ГАИ Гродно - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

Рейд ГАИ Гродно - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

А вот сотрудники ГАИ Гродно останавливают грузовик (до 3,5 тонн), груженый стеклянными козырьками – у него тоже должна быть зимняя резина.

Рейд ГАИ Гродно - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

Но на деле оказывается интересный случай. Сотрудниками ГАИ замечено, что все шины разные – даже на одной оси.

Рейд ГАИ Гродно - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

Рейд ГАИ Гродно - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

Рейд ГАИ Гродно - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

Рейд ГАИ Гродно - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

Рейд ГАИ Гродно - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

– Сзади на автомобиле установлены летние шины, хотя грузовик заднеприводный. Водитель сказал, что “Это не я! Машина служебная, передайте привет владельцу”. Кроме того, у водителя нет с собой абсолютно никаких документов и он не знает, что такое идентификационная карта, – комментирует Александр Красочка.

– Я ему (работодателю – Прим.ред.) перед выездом говорю: “Давай резину купим”. Соглашается, но до дела так и не дошло, – парирует нарушитель. – А мои права в легковой машине лежат.

Тем не менее, на первый раз предупреждение.

А на второй, согласно КоАП РБ, уже штраф до 1 базовой величины. До конца 2025 года это еще 42 рубля, но с 1 января 2026 года будет уже 45 рублей. При повторном нарушении в течение года нужно приготовить от 2 до 5 базовых величин: сейчас от 84 до 210 рублей, а после Нового года – от 90 до 225 рублей.

Рейд ГАИ Гродно - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

– Когда получают 2, а когда 5 б.в.? От чего это зависит?

– Если водитель согласен с нарушением, будет вынесен нижний предел штрафа – 2 базовые величины как смягчающее обстоятельство. Сколько финансовых потерь понесут автовладельцы за счет штрафов, зависит от того, как часто их нарушения будут зафиксированы сотрудниками ГАИ. И тут большинство надеется на вечный русский авось. Ведь одного водителя могут ни разу не остановить за 25 лет стажа, а другого – только за день раза 3.

Рейд ГАИ Гродно - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

Рейд ГАИ Гродно - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

Продали не ту резину?

Инспекторы отмечают, что отдельные гродненцы до сих пор катаются на летних или всесезонных шинах, хотя последние официально запретили с 1 декабря по 1 марта. Причем нарушение это не всегда умышленное.

– Недавний случай – девушке, которую мы остановили, продали в одном из гродненских шинных центров летнюю резину, под видом зимней. Это выяснилось только во время дорожной проверки. Мы уже и в ноябре обращали внимание на шины. В результате чего водитель поехала писать заявление в РОВД, – приводит пример Александр Красочка.

Рейд ГАИ Гродно - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

И добавляет, что многие магазины до сих пор продают незнающим водителям всесезонную резину, активно предлагают рассрочку – лишь бы забрали. О том, что были обмануты, такие автомобилисты узнают уже потом – от инспекторов ГАИ.

Вместе с тем проводились исследования и эксперименты, которые показали, что «всесезонка» в холодную погоду демонстрирует недостаточное сцепление с дорогой. Зимние шины более пригодны и практичны к использованию.

Рейд ГАИ Гродно - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

– Давайте напомним, как должны выглядеть правильные шины с 1 декабря 2025 года.

– Зимние шины должны быть с одинаковым рисунком протектора глубиной не менее 4 мм и маркировкой: M+S, “M&S”, “M S” с одновременным наличием горной вершины с тремя пиками и снежинкой внутри. Именно такие нужно устанавливать на все оси транспортного средства. Требования распространяются на легковые и грузовые автомобили до 3,5 тонн, а также автобусы до 5 тонн.

Когда ответственность решает

Сотрудники ГАИ предлагают сменить локацию. Мы соглашаемся.

Едем в спальный микрорайон Грандичи и проводим еще один эксперимент. Инспекторы останавливают автомобили разной ценовой категории и показывают, насколько разнится стоимость шин.

Рейд ГАИ Гродно - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

– Водитель Volkswagen Passat купил 4 колеса за 600 рублей, а хозяин новенького Citroën – за 1800 рублей, – приводит наглядный пример Константин Тимощук.

Рейд ГАИ Гrodno - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

Рейд ГАИ Гrodno - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

Рейд ГАИ Гrodno - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

Рейд ГАИ Гродно - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

– Мы очень часто замечаем, что не деньги играют решающую роль при переходе на «зиму», говорят инспекторы. – Автомобиль может быть очень дорогим, а у владельца ограниченный бюджет, но у него будет зимняя резина – вопрос лишь в культуре вождения. Дедушка на скромной автомобиле всегда исправно поменяет шины.

Глубина не менее 4 мм

Инспекторы обратили внимание, что износ шин тоже играет важную роль и на это обращается внимание.

– Напомним, глубина протектора должна быть не менее 4 мм, – уточняет майор.

Во время остановки Mazda как раз и пришлось применить шинный глубиномер:

Рейд ГАИ Гrodno - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

Рейд ГАИ Гrodno - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

Рейд ГАИ Гrodno - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

Рейд ГАИ Гrodno - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

«Важны не только шины»

Главное, к чему призвали сотрудники ГАИ гродненских автомобилистов – и это прописано в обновленных ПДД, пункт 7.2, – быть внимательными и вежливыми, вести себя добросовестно и корректно, соблюдать меры собственной безопасности и обеспечивать ее для других участников дорожного движения. Ведь зачастую это играет решающую роль в общей обстановке на дорогах.

Рейд ГАИ Гrodno - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

– Мы не ангелы-хранители и не можем спасти всех водителей. Поэтому если они не соблюдают меры личной безопасности, то, к сожалению, понесут последствия. И здесь, пожалуй, напомним известную фразу: “Ваша безопасность в ваших руках”, – подытожил Александр Красочка.

Недавний снегопад 26 ноября тоже не остался без внимания: “Мы не выпускали из рук жезла и дежурили на дорогах по 12 часов с утра до позднего вечера. Количество ДТП тогда зашкаливало”.

Рейд ГАИ Гrodno - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

Параллельно инспекторы вспоминают самые громкие аварии прошлого зимнего сезона, в том числе со смертельным исходом и ужасающими травмами из-за отсутствия зимней резины или ее изношенности до состояния летней.

Стиль вождения уже должен быть другим

Вместе с тем сотрудники ГАИ акцентируют, что к предстоящим холодам необходимо подготовить не только автомобиль, но и самим перестроиться на зимний, более спокойный и аккуратный стиль вождения. Ведь даже самые качественные шины в случае опасности не спасут от печальных последствий. В этом смысле многие гродненские автомобилисты беспечны и самоуверенны, признали инспекторы.

Рейд ГАИ Гrodno - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

Как следует управлять автомобилем в условиях зимы:

  • избегать резких движений и маневров, особенно вблизи пешеходных переходов, на закруглениях и продуваемых участках дорог;
  • выбирать наиболее безопасный скоростной режим с учетом состояния проезжей части и погодных условий;
  • увеличить дистанцию;
  • пристегиваться всем пассажирам в автомобиле.

Эту разницу можно увидеть даже летом после дождя, когда дороги становятся скользкими и количество ДТП возрастает.

Пешеход не всегда прав

Отдельно инспекторы отмечают пешеходов, которые тоже часто “грешат” на дорогах зимой. Александр Красочка показывают ролик в ТikTok, снятый на одном из пешеходных переходов в Гродно, где подростки устроили игры: “Это тоже нарушение, ведь на проезжей части нельзя задерживаться, тем более дурачиться”.

Рейд ГАИ Гrodno - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

– Вот они прыгают на дороге – какое это уважение к водителю? В данном случае привлечь можно каждого из них. Именно поэтому мы проводим беседы в школах, но “дойдет” не до каждого, – отметил заместитель командира взвода.

К самой же сложной категории он относит пожилых людей в возрасте 70+, говорит, что их сложнее всего убеждать: “И таких консервативных пешеходов в городе много. Профилактируем даже в церквях и костелах, где пожилых людей можно собрать сразу в большом количестве и в одном месте”.

Самые частые нарушения со стороны пешеходов не только в Гродно, а по всей республике:

  • переход дороги на красный свет светофора, не дождавшись зеленого;
  • пересечение проезжей части в неустановленном месте;
  • отсутствие фликера в темное время суток.

А на велосипеды и СПМ нужны зимние шины?

– Отдельная категория лиц – велосипедисты и СПМщики, от которых тоже часто не добиться соблюдения правил дорожного движения, особенно за городом, – признал Александр Красочка.

– Интересно, на велосипедах и СПМ нужно менять шины на зимние?

– На велосипедах и средствах персональной мобильности как таковых шин зимних шин практически не встретишь, но, согласно ПДД, их водителям нельзя появляться дорогах в условиях снегопада и гололедицы. Поэтому пока они ездят на одной и той же резине круглый год, когда можно.

Рейд ГАИ Гrodno - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

Инспекторы ГАИ отмечают: “Проверить абсолютно всех, кто не “переобулся”, невозможно”. Тем не менее, за первый день зимы в Гродно пресекли 22 нарушения ПДД, когда водители управляли транспортом, на котором не были установлены зимние шины либо они были изношены. Далеко не каждый позаботился об этом заранее, но большинство все же заблаговременно.

– Сегодня мы только начали сезон. А когда снова выпадет снег, посмотрим, исправятся ли водители, – заключают инспекторы.

Рейд ГАИ Гродно - на летних или зимних шинах ездят водители Беларуси

Уделять внимание подобным нарушениям ГАИ будет всю зиму: с 1 декабря по 1 марта.

Back to top button
Авторизация
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.