Закрытие границ и зарубежные санкции сказались не только на предложениях на нашем рынке новых и б/у автомобилей, но и на наличии, стоимости и сроках поставки запасных частей. А это в свою очередь не могло не повлиять на цены и скорость обслуживания автомобилей. Что с сервисом и запчастями для авто китайских брендов? Что изменилось с обслуживанием «европейцев», «американцев» и других авто привычного белорусам происхождения? Какие изменения произошли на рынке запасных частей и что он представляет собой сейчас?
Как не нарваться на подделку и можно ли доверять китайским аналогам? На эти животрепещущие вопросы av.by нашёл ответ у эксперта рынка.
За последние пару лет если не каждый, то многие автовладельцы напрямую почувствовали на себе влияние санкций — цены на оригинальные запчасти выросли, есть проблемы с наличием, проще нарваться на контрафакт, зато китайских аналогов теперь в избытке.
Автовладелец встречается с этой реальностью в частном порядке и периодично, от ремонта к ремонту, а станции техобслуживания — буквально каждый день. Чтобы узнать полную картину состояния рынка запчастей, а вместе с тем и влияния этого на обслуживание автомобилей, мы решили обратиться в сеть Solid Auto Service, которая насчитывает более 80 независимых станций техобслуживания по всей Беларуси. Каждая станция в сети по своему оригинальна и оказывает широкий спектр услуг, вплоть до перепрошивки блоков.
В частности, сегодня мы будем разбираться в ситуации на одной из первых вступивших в состав сети СТО ООО «Позит» в Минске. А на вопросы нам ответят руководитель сервиса Дмитрий Яковенко и технический специалист Solid Auto Service Сергей Волчецкий.
— На нашей СТО 8 постов, а также автомойка и шиномонтаж. Мы занимаемся практически всеми направлениями ремонта и обслуживания различных автомобилей, в том числе и электромобилей, имеем развитый отдел запасных частей. Вообще, СТО основана в 1994 году, а к сети Solid Auto Service присоединилась около 5 лет назад, — знакомит со станцией Дмитрий.
«СТО начинают частично переходить на китайское и российское оборудование»
Учитывая, что санкции затронули не только сферу запасных частей, но и оборудования для обслуживания автомобилей, логичный вопрос экспертам: какая сейчас техника для этого используется на сервисах сети?
— Не секрет, что многие СТО ещё до пертурбаций на нашем рынке работали на оборудовании европейских брендов. Но в связи с санкциями компания для нашего региона отменила подписку на своё диагностическое оборудование. Безусловно, это оборудование ещё продолжает использоваться для каких-то работ, но по сути оно превращается в дорогостоящий «кирпич», — делится Сергей Волчецкий.
Как говорится, свято место пусто не бывает. На смену «санкционке» что-то должно прийти.
— Инициативу активно подхватили Россия и Китай, где начали делать оборудование для диагностики автомобилей, для топливной аппаратуры и др. Кроме того, в Беларуси тоже занялись выпуском такой техники, и СТО начинают частично переходить на неё. Причины следующие. Во-первых, у европейских станков онлайн-обновление, и чтобы получить какую-либо информацию, перепрошить форсунки или насосы, нужно было запрашивать онлайн-код из Германии или другой страны, где есть представительство компании. Разумеется, сейчас связи с Европой никакой, оборудование работает хорошо если вполсилы, — рассказывают эксперты.
— Во-вторых, основная тенденция производителя европейского оборудования — продажа дополнительных услуг. Допустим, станок по умолчанию выполняет какую-либо одну функцию или проверяет только один вид форсунок. А если СТО хочет увеличить количество этих функций — будьте добры доплатить. В свою очередь китайские производители оборудования в одном станке делают полный функционал, а стоит он на порядок дешевле! То есть сервисы они ни в какие рамки не загоняют. Конечно, о качестве такого оборудования глобально судить рано — им нужно больше времени, чтобы развить это направление. Однако уже некоторые руководители сети СТО Solid Auto Service, перешедшие на китайскую технику, говорят, что она не хуже европейской.
«Под видом оригинала в коробке может быть откровенная подделка»
Перейдём к теме запчастей. Что же изменилось за последние два года на рынке и какая ситуация сегодня?
— Санкции повлияли на наличие на нашем рынке запчастей: стало появляться больше «ноунейм» брендов, постепенно ушли с рынка некоторые известные марки. Конечно, в Беларусь всё равно попадают европейские запчасти, но в ограниченном количестве, так как ввезти их сейчас непросто, долго и дорого. Если до 2022 года запчасть до Беларуси доезжала за 1 000 километров, то сейчас — все 5—6 тысяч. А это не может не сказаться на её стоимости, — отмечает технический специалист Solid Auto Service.
Столкнулись многие СТО и с появлением большого количества контрафакта — особенный всплеск был спустя пару кварталов после закрытия границ.
— И, к сожалению, эта проблема продолжается. Много контрафакта попадает в нашу страну из России и Китая. По сути, в коробках под видом известных брендовых запчастей лежат откровенные подделки. И дилетант может не заметить отличий. Мы в свою очередь работаем напрямую с большими дистрибьюторами запчастей, например, Armtek, и тем самым обеспечиваем безопасность от контрафакта для станции и наших клиентов. У дистрибьютора собственный отдел технического контроля, который проводит контрольные закупки и проверяет качество запчастей ещё до заключения контрактов на поставку запчастей. С помощью различных экспертиз и испытаний выявляется соответствие или несоответствие запчасти заявленным характеристикам и качеству, — утверждает Сергей.
— Помимо запасных частей контрафакт часто встречается и среди масел, — рассказывает Сергей. — Опять же, наши станции работают через дистрибьютора, а он — с заводами Бельгии, Кореи и других стран. На все масла, использующиеся в сети СТО Solid Auto Service, имеются сертификаты, по которым можно полностью отследить логистику. Это касается и запчастей.
По словам экспертов, сегодня половина клиентов сети СТО предпочитает передать выбор запчастей сервису в том числе из-за опасений нарваться на подделки.
— И это довольно грамотное решение. СТО нашей сети берут на себя все обязательства по грамотному подбору запчастей, а также предоставляют гарантии и на запчасти, и на работы. Плюс к этому автовладелец экономит своё личное время, ведь купленная самостоятельно запчасть может и не подойти или, опять же, оказаться подделкой. И ещё один приятный бонус: учитывая прямое сотрудничество с дистрибьюторами запчастей, для наших клиентов их цена окажется не выше, чем купленная на рынке или в магазине.
Так ли страшны китайские запчасти, как их описывают?
Автовладельцы наверняка заметили, что за последний год-два в Беларуси появилось гораздо больше китайских запчастей. И, как отмечают Сергей и Дмитрий, если до 2022 года клиенты сети СТО выбирали запчасти премиум-сегмента, оригинальные, то сегодня не брезгуют «медиумом» и «китаем».
— Настороженность у белорусов к китайским запчастям была, когда в стране в избытке находились оригинальные. А сегодня использование китайских запчастей в наших СТО занимает около 40%. Всё дело в том, что они более доступны по наличию, ассортименту и стоимости. А от этого зачастую зависит решение клиентов покупать ту или иную запчасть. Цены в стране и так сильно выросли. Если сравнить средний чек на СТО два года назад и сейчас, разница будет в два-три раза. При этом стоимость работ, нормо-часа почти не изменилась. Повышение именно в ценах на запчасти. Разумеется, белорусы думают кошельком. Скажу так: нередко даже на дорогое авто выбирают поставить китайскую запчасть, — отмечает собственник СТО Дмитрий.
Но стоит ли так бояться китайских запчастей? Дмитрий объясняет:
— Смотря о какой идёт речь. Если банально о ступичном подшипнике, то бояться не нужно. Если же говорить о чём-то более «сложном», например, об электронных датчиках, — вопросы имеются. Всё-таки это микроэлектроника, и трудно угадать, будет ли она давать верные показания. Но, исходя из стоимости, некоторые клиенты всё равно выберут «китай». Тот же датчик может работать исправно долгое время, а может и выйти из строя через пару дней. В таком случае клиент может вернуть нам его по гарантии и приобрести другой.
Также, по словам Дмитрия, мастера на СТО имеют достаточный опыт работы с китайскими запчастями и знают, какие из них стоит ставить, а какие — нет. И оговаривают эти вопросы с клиентами.
— Раз уж мы остановились на теме «китая», как обстоят дела с обслуживанием китайских автомобилей, которых в Беларуси становится всё больше? — интересуемся у эксперта.
— Скажу честно, на данный момент технической информации ещё мало по этому сегменту. Действительно мало СТО, которые готовы обслужить «китайцев» и имеют возможность обучать своих специалистов. Что касается Solid Auto Service, мы постоянно проводим обучение мастеров даже по определённым темам. Например, чип-тюнинг, прошивка блоков. Уже провели четыре курса обучения для работы с электромобилями, в том числе и углублённое — с разборкой батареи, векторов, — делится Сергей.
Оригинальная запчасть, запчасть медиум-сегмента или китайская? Решение за автовладельцем
С ситуацией по запчастям мы разобрались, но, учитывая всю картину, что именно предлагают СТО клиентам сегодня? Разберёмся на примере.
— После выяснения причины неполадки, допустим, машина троит, находим неисправную катушку, сообщаем об этом клиенту и спрашиваем: желает ли он самостоятельно найти запчасть или доверить подбор нам. Если клиент выбирает второй сценарий, мы отдаём задачу в отдел запасных частей. В первую очередь специалисты отдела подбирают из того, что есть в наличии. Как правило, определяются три варианта: оригинальная запчасть, запчасть медиум-сегмента и китайская. Далее клиент делает выбор в пользу того или иного варианта. Опираясь на опыт, мастер-консультант или специалист по подбору запчастей предлагает, какую деталь лучше поставить. Подчеркну, мы не навязываем тот или иной бренд, а предлагаем наиболее рациональное решение, — рассказывает Дмитрий.
Понятно, что для многих решающий фактор выбора — цена на запчасть. Но всё же, если автовладелец предпочтёт купить подороже, зато оригинал?
— Среди наших клиентов есть те, кто желает ставить в своё авто исключительно оригинал. Да, такая возможность есть, однако и стоимость будет выше. А учитывая проблемы с наличием оригинальных запчастей, придётся ждать её доставку — от 5 дней до месяца.
Что касается подбора запчастей, то эксперты отмечают следующую тенденцию: люди постарше предпочитают самостоятельный поиск, надеясь на экономию. Молодёжь же более ориентирована на полный комплекс услуг на СТО и готова заплатить деньги, чтобы не тратить своё время.
— Если речь идёт о небольшом обслуживании, например, о масляном ТО, то приезжают со своими запчастями и расходниками, если о крупноузловых ремонтных работах — клиенты ориентируются на наш выбор. Мы всегда советуем: самостоятельно лучше покупать запчасти у больших, проверенных дистрибьюторов, которые на рынке не один год.
В завершении Сергей делится мнением насчёт будущего рынка запчастей в Беларуси:
— Рынок продолжит насыщаться китайскими запчастями. Это направление быстро развивается. Но есть и такой факт: в связи с санкциями многие большие производители запчастей пострадали не меньше чем мы. В конце концов, они лишились части сбыта. Поэтому некоторые переносят часть своих заводов в страны, которые не попали под санкции, другие просто меняют название бренда, оставляя в коробке идентичную по качеству запчасть. В конечном счёте для наших клиентов всегда найдётся оптимальное решение.