Поляки встали на ручник: репортаж из пунктов пропуска «Брест» и «Козловичи»
После запретов, введенных Польшей, пропускной пункт «Брест» остался единственным пассажирским на всей белорусско-польской границе, а «Козловичи» – единственным грузовым погранпереходом. Как работают эти пункты пропуска в нынешних условиях.
Напомним хронологию событий: польские власти в одностороннем порядке 10 февраля 2023 года закрыли пункт пропуска «Бобровники» (с белорусской стороны – «Берестовица»), дававший белорусам короткую дорогу к Белостоку. До этого, в конце 2021 года, на волне миграционного кризиса был закрыт и до сих пор не возобновил работу погранпереход «Кузница» (с нашей стороны – «Брузги»). В результате все потоки легковушек, грузовиков и автобусов были перенаправлены в Брест.
С 1 июня этого года поляки закрыли движение через свою границу для грузовиков с белорусскими и российскими номерами. Перевозчикам, зарегистрированным в Союзном государстве, пришлось осуществлять перегрузку на иностранные фуры.
Власти Беларуси отплатили полякам той же монетой: ввели запрет на перемещение по своей территории сначала для фур из ЕС, а после для прицепов и полуприцепов, зарегистрированных в Польше. До полуночи 3 июля они должны покинуть территорию Беларуси.
Кто виноват в очередях на белорусско-польской границе, стало ли больше машин в пунктах пропуска с наступлением летнего сезона и как разрешить ситуацию, читайте в репортаже Sputnik.
Кто на «Тересполь»?
В данный момент колея в пункте пропуска «Брест» (с сопредельной стороны — «Тересполь») растянулась на полтора-два километра, хотя совсем недавно, говорят пограничники, она доходила до самой Брестской крепости.
На мосту, который разделяет две границы, а также на территории белорусского погранперехода в очереди преимущественно рейсовые и туристические автобусы, а также легковушки на белорусских, польских, немецких, французских, румынских, австрийских и прочих европейских номерах.
Официальный представитель Брестской погрангруппы Сергей Дмитриев вводит в курс дела:
«Пока очередь на мосту не продвинется, мы не можем впустить на территорию пункта пропуска транспорт. Мост узкий, все на нем не поместятся. А поляки пускают транспорт крайне неритмично. Ежесуточно есть несколько часов, когда польская сторона не пропускает ни одной машины из Беларуси», — поясняет он.
В день нашего приезда в очереди на выезд стояло порядка 170 автомобилей и автобусов. Не всегда количество транспорта в пункте пропуска, ожидающего прохождение пограничного контроля, зависит от дня недели.
«Скорее от дня недели зависит количество машин, следующих на въезд. Наши граждане стараются выезжать из Польши перед выходными, поэтому максимальное число въезжающих – это пятница и суббота, меньше всего – воскресенье, понедельник», — добавляет Дмитриев.
Триста машин за ночь
Начальник отделения пограничного контроля ПП «Брест» Виктор Герасименко более подробно рассказывает о ситуации на границе.
«Наши задачи не изменились: обеспечиваем максимально ритмичное функционирование пункта пропуска, прикладываем все усилия, чтобы люди в очередях находились минимальное количество времени. Однако не всегда это удается делать: на нашу работу влияет, насколько быстро готова принимать транспорт из Беларуси сопредельная сторона», — отмечает он.
Что касается количества транспорта, следующего через ПП «Брест», оно существенно не изменилось с наступлением отпускного сезона.
«Едут ли сейчас больше? Я бы не сказал. Единственное, что категория лиц, пересекающих границу, стала более разношерстной. Поехали те, кто не ездил в осенний и зимний периоды. Не явно это выражено, потому что количество пропущенных авто осталось прежним – в среднем мы оформляем 300 машин в ночь», — констатирует собеседник.
Он вспоминает, что, когда «Брест» остался единственным пунктом пропуска для легковушек на белорусско-польской границе, мгновенно возник ажиотаж.
«Первые дни, когда только закрыли «Берестовицу», был всплеск: порядка 100 машин добавилось в очереди, в основном из Гродненской области. Со временем поток упал: наверное, гродненцы решили, что ездить в Белосток через Брест слишком дорого. Основная категория – брестчане, но с учетом того, что сезон отпусков начался, проскакивают минские и транспорт из других регионов. Бывают дни, когда скопления машин достигает отметки 300-350″, — подчеркивает начальник погранперехода.
До 30 часов в очереди
Пограничники говорят: закономерностей во времени прохождения границы в «Бресте»/»Тересполе» нет – можно пройти за 30 минут, а можно и за 30 часов не уложиться.
«До сегодняшнего дня больших очередей у нас не было давно. Говорили, что это могло быть связано с нестабильным курсом на территории Польши, который стал уже не таким выгодным для приобретения различного рода товара. Но сегодня уже что-то изменилось, видимо», — утверждает Герасименко, показывая на растянувшуюся очередь в пункте пропуска.
Пропускная способность ПП «Брест» сегодня – 1700 машин в сутки. В случае образования большой очереди все службы государственных контрольных органов должны оформлять именно такое количество транспорта.
«Если разделить на количество часов, получается около 70 машин должно проходить за один час в случае образования больших очередей. К сожалению, польская сторона не идет на встречу, когда мы предлагаем более ритмично работать. Несколько раз мы выходили на связь с ними по линии дежурной службы с целью информировать, что у нас большая очередь, однако реакции не последовало», — отмечает начальник.
По его словам, большинство из тех, кто пересекает границу часто, уже знают, что после прохождения пограничного контроля Республики Беларусь нужно еще несколько часов постоять.
«Хорошо, сейчас не жарко, а представьте, как в жару все это дается пассажирам. Разрешаем выходить из транспорта, несмотря на ограниченный режим перемещения в пункте пропуска. Понятно, что высидеть в автобусе или в машине по жаре много часов очень сложно», — соглашается он.
Что вместо «Зеленой карты»?
С 1 июня для белорусов перестали действовать международные полисы автострахования «Зеленая карта». Чтобы выехать за границу, автовладельцам из нашей страны и России, нужно оформить другую страховку.
Как это сделать?
«Приобрести полис можно уже на территории Польши. Однако не в пункте пропуска – там нет страховых организаций – а в самом Тересполе. Каким-то образом нужно проехать польских пограничников без страховки – такую вот головоломку создали для наших граждан. Некоторые заказывают польские страховки онлайн, которые нужно предварительно распечатать», — говорит Виктор Герасименко.
При этом для иностранцев, въезжающих в нашу страну, ничего в этом плане не изменилось. Полис пограничного страхования они могут оформить, грубо говоря, прямо на линии границы в специальной кабинке. Занимает эта процедура несколько минут.
Граница как лотерея
После беседы с начальником отделения пограничного контроля отправляемся на мост, где въезда на сопредельную сторону ожидают сотни автомобилистов. Подходим к одной из машин на белорусских номерах.
«В очередь стали вчера вечером в 21:20, переночевали и после прохождения контроля с нашей стороны ждем уже несколько часов», — говорит Сергей, который вместе с женой и друзьями отправляется в Польшу по делам и за покупками.
Мужчина довольно часто ездит в соседнюю страну. По его словам, граница – это сплошная лотерея: порой можно быстро пройти, а иногда контроль проходит очень медленно.
«Судя по заполнению движения, проблема не у наших пограничников, а у поляков. Конкретно к нашим службам вопросов вообще никаких нет», — поясняет он.
Поляк Здзислав ежемесячно или каждые два месяца пересекает границу с Беларусью и наоборот. Здесь живет его жена, а за кордоном – дети, квартира и разные дела.
«Мне тутай («здесь» на польском – Sputnik) очень нравится, и в Польше нравится. Жена в Кобрине, я тоже 16 лет уже здесь живу, оба пенсионеры. Возле Бяла-Подляски у меня квартира. Немного здесь побуду, потом еду туда – так и живем «, — улыбается Здзислав.
На вопрос, насколько увеличилось время ожидания в очереди, мужчина говорит, что стоит уже больше 15 часов. По его словам, такое он видит впервые.
«У нас же одна граница, так не должно быть. Люди едут на работу, к родственникам, за покупками и рассчитывают на быстрое прохождение границы. Я 18 лет работал на автобусе, возил людей в Беларусь. И такого еще не видел, чтобы так долго стояли в очереди», — уверяет он.
«В Польше говорят, что виновата Беларусь, но мы все видим»
Анатолий едет в Польшу по делам. До въезда в приграничный сервис он отстоял в очереди восемь часов, теперь ждет прохождения пограничного контроля.
«Сейчас пройдем погранконтроль и будем ждать, пока поляки соизволят запустить. Спешить некуда, потому что тут не угадаешь, сколько будешь стоять в очереди: можешь и два часа, можешь и двое суток», — говорит брестчанин.
Мужчина признается, что слышал о том, что место в очереди на границе можно купить за деньги (эта услуга востребована для тех, кто, к примеру, опаздывает на самолет в Польше): в специальных пабликах в соцсетях люди предлагают, как купить, так и продать место. А за тех, кто не располагает временем, могут постоять на вашем же авто в очереди. Однако, по словам Анатолия, колея сейчас не сильно большая, можно обойтись своими силами.
О том, стало ли сложнее проходить границу, интересуемся у водителей автобусов.
«Движение затруднено. Бывает даже такое, что по 10 часов можем проходить. Я в субботу ехал – 10 часов стоял. И обратно столько же, — говорит один из водителей автобуса «Пинск – Вроцлав». – Опоздания очень большие, конечно. Но пассажиры относятся с пониманием, в основном все на работу едут».
Он поясняет, что водителям автобусов запрещено брать людей в салон на самой границе, чтобы те могли быстрее пройти контроль.
«Нам запрещено это делать, у нас все под роспись, что мы пассажиров забираем только на автовокзалах. В нашем случае это Иваново, Кобрин, Брест».
Один из 10 стоящих в очереди перед пунктом пропуска автобусов уже прошел контроль и ждет, пока ему дадут зеленый свет – ехать на мост.
«Это один большой кошмар, ничего большего, — восклицает водитель-поляк, который отвез пассажиров из Кельце в Минск и сейчас едет обратно. – В Польше говорят, что это Беларусь во всем виновата, только мы видим, кто на самом деле задерживает движение на границе».
Какая ситуация в «Козловичах»?
Пункт пропуска «Козловичи» – сейчас единственный грузовой погранпереход на белорусско-польской границе. Функции пограничников здесь с 2019 года частично выполняют таможенные органы. О ситуации в пропускном пункте рассказывает заместитель начальника таможенного поста «Козловичи» Александр Осипук.
«Польские контрольные службы по-прежнему продолжают неритмично оформлять транспортные средства, следующие на въезд и выезд из Беларуси. За последние сутки на въезд оформлено порядка 650 транспортных средств. И мы готовы принимать больше в случае ритмичной работы сопредельной стороны. Пропускная способность пункта составляет 2400 грузовиков в сутки – по 1200 на въезд и выезд», — информирует он.
После решения Польши закрыть границу для фур с белорусскими и российскими номерами отечественные перевозчики проводят перегрузку на иностранные прицепы в торгово-логистическом центре недалеко от «Козловичей». Естественно, перегрузка накладывает дополнительные расходы и увеличивает время прохождения границы. Даже в этих условиях белорусская сторона готова работать согласно всем договоренностям о пропускном режиме, однако видно, что поляки никуда не торопятся.
После решения Польши закрыть границу для фур с белорусскими и российскими номерами отечественные перевозчики проводят перегрузку на иностранные прицепы в торгово-логистическом центре недалеко от «Козловичей». Естественно, перегрузка накладывает дополнительные расходы и увеличивает время прохождения границы. Даже в этих условиях белорусская сторона готова работать согласно всем договоренностям о пропускном режиме, однако видно, что поляки никуда не торопятся.
«Ажиотаж в пункте пропуска чувствуется периодически. В данный момент в очереди на выезд находится более 200 грузовых транспортных средств. До введения новых ограничений по белорусским и российским фурам могло быть 1000 грузовиков, очередь доходила до трассы М1», — вспоминает Осипук.
Поляки не хотят работать
…Обстановка в пункте пропуска спокойная и размеренная. Дальнобойщики, ожидающие выезда, отдыхают в кабинах своих фур, время от времени продвигаясь к линии границы. Кто-то из водителей даже закинул ноги на руль, давая понять всем своим видом, что он никуда не торопится.
Большинство перевозчиков, следующих через «Козловичи», польские. Также в пункте пропуска много фур на литовских, словацких, румынских, сербских и немецких номерах. Один из российских дальнобойщиков, работающих на польскую фирму, рассказал, что в очереди стоит уже шесть часов. По его словам, с момента введения новых ограничений со стороны Польши время ожидания в колее значительно увеличилось.
«Поляки не хотят работать. Утром приехал сюда, сейчас вот стою, жду. Движения совсем нет. Время труда и отдыха, конечно, соблюдаю: 15 часов отработал, остальное отдых. Иначе – штраф», — признается он.
Чтобы поддержать разговор, интересуемся, чем водители занимают себя, пока стоят в многочасовых очередях.
«В основном телефон, Tik-Tok. Так и коротаем время. Сидеть на одном месте за баранкой – так себе развлечение», — говорит россиянин.
Очереди будут расти?
Еще один водитель, который представился Ярославом, сказал, что со стороны Польши уже три дня стоят 20-километровые очереди, которых не было уже очень давно.
«На той стороне (польской – Sputnik) где-то двое суток в среднем проходим границу. Назад не знаю сколько проходить буду, наверное, часов 20», — оценивает Ярослав.
С ним соглашается его коллега Павел, стоящий на белой фуре рядом в очереди.
«В начале месяца я мог пройти границу за 5 часов, а сейчас 15 не хватает. Затягивают оформление. Каждую неделю езжу туда-сюда. Хорошо, что теперь протестов нет на границе, хоть какое-то движение идет», — высказывается дальнобойщик.
По его словам, из-за того, что Польша ввела ограничения в отношении фур из Беларуси и России, а белорусская сторона в свою очередь запретила передвижение польских прицепов, в ближайшее время очереди на границе будут расти.
«Все будут перегружаться. А в ТЛЦ (торгово-логистическом центре – Sputnik) не так много рамп для этих процедур. С перецепкой, конечно, было попроще», — констатирует Павел.
В здании таможни расположились водители, которые уже въехали в Беларусь и ждут оформления документов на транзит. Дмитрий едет из Варшавы в Минск.
«Со стороны Польши три дня стоял в большой пробке. На польском терминале оформился быстро, за 10 минут«, — говорит он.
«Это ты за 10 минут, а я за 5 часов», — присоединяется к разговору еще один дальнобойщик Сергей, который ездит «до Португалии и обратно». По его словам, сейчас в месяц не получается совершать больше четырех рейсов.
«До всего этого я успевал за 9-10 часов своей работы со Словакии приехать в терминал, оформиться и выехать в Беларусь. Потом, как уже все это началось, двое-трое-четверо суток, бывало даже семь суток стоял в колейке. Странное решение со стороны Польши, конечно…» – многозначительно вздыхает водитель фуры.