Скрутили пробег и вырезали катализатор. Пройдет ли такая машина техосмотр?

Могут ли возникнуть проблемы с техосмотром «бэушки» и как поступить, если в купленном автомобиле обнаружились следы вмешательства в выхлопную систему?

Авто
Поделись с друзьями

Не каждый может позволить себе покупку нового автомобиля, поэтому многие, чтобы обзавестись «железным конем», выбирают другой путь: ищут машины на вторичном рынке. Но «бэушка» может быть не совсем такой, как ее описывает продавец. Артем покупал свою машину по объявлению в интернете через комиссионный магазин. Чтобы не стать жертвой «разводил», взял с собой знакомого специалиста в области автосервиса, рассказывает ABW.BY.

Скрутили пробег и вырезали катализатор

Артем: «По кузовным элементам были некоторые вопросы, но не критические, да и для автомобиля, которому почти 10 лет, это нормальное явление. Под капотом все чисто и красиво, машину к продаже готовили тщательно, но, как сказал мой знакомый, это повод насторожиться.

Вместе с представителем комиссионки проехали пару километров, посмотрели машину на ходу – тут тоже особых претензий не было. Двигатель работает ровно, электрика в порядке, тормозная система исправна, ошибок панель приборов не показывает. В общем, для десятилетней машины ее состояние можно описать как хорошее.

Покупкой остался доволен, но все равно решил съездить на СТО и посмотреть техническое состояние автомобиля более подробно, в том числе на подъемнике. Выяснилось, что машина была в ДТП, но это не удивило, учитывая пробег в 120 000 км. И тут первая новость: реальный пробег авто составлял 180 000. И это уже было неприятно, учитывая, что при таких показателях ресурс двигателя на исходе. Вторая новость заключалась в том, что на «банке», где установлен катализатор, имелись сварные швы. Аккуратные, не абы какие, но, какие манипуляции с машиной осуществлялись, можно только догадываться.

Мастер автосервиса по итогам осмотра констатировал, что машина ездить будет, возможно, долго, но с техосмотром могут возникнуть вопросы по причине очевидного вмешательства в выхлопную систему и отмотки пробега. Стал перед выбором, что делать дальше: начинать спор с продавцом или эксплуатировать машину дальше. Но если я не смогу пройти техосмотр, то зачем мне такая машина? Штрафы за это оплачивать?»

Главное – соблюдение экологических показателей

Техническое состояние автомобиля во время прохождения ТО должно соответствовать Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».

Данный документ действительно запрещает вмешательство в электронную систему и систему двигателя (выхлопную систему) с целью внесения изменений, не предусмотренных заводом-изготовителем.

Предполагаем, что наличие сварных швов свидетельствует о том, что в машине нашего читателя вырезан катализатор. Но убедится в этом воочию мы не можем. Про пробег машины – более или менее просто, его изменение зафиксировано диагностической программой. Техосмотр под вопросом?

А вот и нет. На пресс-конференции Белтехосмотра в марте 2024 года представитель данной организации на вопрос об отсутствии катализатора (сажевого фильтра) в машине, где их установка предусмотрена изготовителем, ответил так: «Для нас важны экологические показатели транспортного средства. Сам техосмотр проводится без разбора элементов конструкции машины. По сварному шву можно предположить, что необходимых элементов внутри нет, но предполагать мы не можем, специалист линии диагностики этого не видит. Если экологические показатели в норме, то машина техосмотр пройдет. Даже если автовладелец сам скажет, что сажевый фильтр и катализатор вырезаны».

Скрученный пробег не помеха техосмотру

Также и с пробегом: если будет установлено, что на предыдущем ТО пробег был больше (а это будет установлено), то специалист лишь фиксирует показатели. И все. Отмотка пробега – это не основание для непрохождения ТО. Если с техническим состоянием машины все в норме, то техосмотр она пройдет.

Что делать дальше

Тут выбирать автовладельцу. С точки зрения законодательства, продавцу (комиссионному магазину) можно выставлять претензии, ссылаясь на положения Закона о защите прав потребителей №90-З от 9.01.2002 (в редакции 2024 года).

Так, в акте осмотра транспортного средства указано, что техническое состояние автомобиля в норме, машина по комплектации соответствует требованиям завода-изготовителя. Но это, скорее всего, не так (вспомнить хотя бы наличие сварных швов на «банке»). Даже если бы в документах такой фразы не было, все равно в конструкцию авто вносились изменения, которые производитель на допускает.

Представители комиссионных магазинов часто вносят в договор купли-продажи пункт о том, что товары, приобретенные в комиссионке, возврату и обмену не подлежат. И даже ссылаются на законодательный акт – п. 27 постановления Совмина №744 «Об утверждении правил комиссионной торговли непродовольственными товарами», в котором об этом говорится. Но они видят то, что хотят видеть, на остальное закрывают глаза. Ведь все, что не урегулировано этим документом (а вопрос качества автомобильной «бэушки» как раз и не урегулирован), регулируется другим – Правилами продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания (постановление Совмина №703 от 22.07.2014 в редакции 2023 года).

В этом документе мы находим фразу о том, что если покупателям были проданы бывшие в употреблении непродовольственные товары ненадлежащего качества и их недостатки не были оговорены с продавцом, то по своему выбору такой покупатель может предъявлять продавцу требования, предусмотренные Законом о защите прав потребителей. Например, о расторжении договора купли-продажи, уменьшении покупной цены, устранении недостатков и т.п.

А вот «бэушка» надлежащего качества возврату и обмену не подлежит. Именно этим положением некоторые комиссионщики вводят покупателей в заблуждение, поскольку речь идет именно о бэушном товаре надлежащего качества, а не с недостатками, не оговоренными перед продажей.

Подводим итог

В рассматриваемой нами истории перспективы положительного исхода, например, при судебном разбирательстве, есть. И они хорошие. Если эксплуатировать автомобиль дальше, то с технической точки зрения нового владельца могут ожидать сюрпризы. Как бы нам ни говорили, что удаление катализатора и (или) сажевого фильтра абсолютно безопасно для машины, это не так. Любой сертифицированный специалист вам это подтвердит. Выбор всегда за автовладельцем.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

До $1800 за отработанный катализатор. Поговорили со гродненцем, скупающим самый драгоценный агрегат в авто

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.